О нас пишут

Юрий Милорава, 23 июля 2007 г.



ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ



Евгений Степанов, главный редактор журналов "Дети Ра" и "Футурум АРТ", "Зинзивер", основатель поэтического фестиваля "Другие" и директор издательства "Вест-Консалтинг", написал книгу "Это действительно было", в которой собраны интервью и его воспоминания о многих людях, чьи имена еще не так давно действительно были на слуху у страны, а теперь навсегда остались у нее в памяти. Жанр книги — не сборник журнальных интервью, не заметки оставшиеся от встреч с харизматическими личностями, а скорее роман на мемуарном и журналистском материале, по интонации — монолог свидетельствующего о времени, "итожащего" время, поэтическая проза. Тексты составлялись не только из неиспользованного и неопубликованного, не только из самих дневниковых и путевых набросков, но из не останавливающегося, перманентного сюжета эпохи, из ощущения непрерывности этого сюжета, непрестанности, из фиксируемого писателем устойчивого движения бытия и событий. Повествователь, он же и поэт испытывает на себе все трудности судьбы "не такого, как все", "другого", "постороннего" среди обычных, среди людей, для которых литература или журналистика просто удобная профессия, но не вечные творческие муки и тяжело достающиеся прозрения, не самое главное в судьбе. Для поэта же, напротив, описываемое – есть особое состояние души, – и благодарная внимательность, и твердая убежденность в ценности самого феномена жизни, а не фрагменты из биографий с громкими именами.
Они были так не похожи друг на друга – свободный художник, поэт и певец, гуру богемного Парижа Алексей Хвостенко, религиозный деятель и писатель Николай Тюльпинов, мастер легкого эстрадного пародийного жанра Александр Иванов и глубочайший лирик Татьяна Бек, классик мирового авангарда Геннадий Айги и великий кинорежиссер Сергей Бондарчук, Лев Яшин, Артем Боровик, Юрий Болдырев, Игорь Кио, Махмуд Эсамбаев, их так любили, любят и сейчас, это было каких-то 5-10 лет тому назад, кажется, было вчера, только что, и это уже история, где они все, и так важно сейчас многое вспомнить, напомнить себе, и всем. О них – незабываемых.
Стоящие рядом, живые, колоритные, иногда пронзительные и трогательные, – рельефные подробности, подчеркивают значимость зафиксированного, сами по себе сплетают увлекательную прозаическую ткань. Спокойный, выверенный, достаточный по дыханию язык, помогает без затруднений следовать за многочисленными яркими событиями и фактографией, следить за изменениями внимания автора, переключающегося с одной детали пространства, окружающего героев, на другую.
А, может, читатель этой книги, любитель мемуаров и сенсационных интервью, почувствует в этой текущей современной панораме особую вдумчивость, в этой набравшей ход ретроспективе, в этой коллекции невероятных фактов, легкую дымку на горизонте, какой-то иной отзвук?
И задаст себе вопрос, не сильные ли характеры, не раскаленное ли существование, не живописная ли непредсказуемость судеб и само безоглядное разнообразие жизни, — причина того, что ее свершающаяся драма, несет в себе черты, достойные романтических мегаполисов 19-го века, достойные традиции Бальзака и его "Человеческой комедии"?


Юрий Милорава