Газета "Вечерняя Москва", 23 ноября 2009 г.
Газета «Вечерняя Москва», 23 ноября 2009 г.
…А «шарик» не улетел!
В Московском Союзе писателей прошла презентация книги Елены Ерофеевой-Литвинской «Сергей Захаров. Роман-биография»
…В тот момент, когда на шесть минут остановилось его сердце, он почувствовал себя воздушным шариком, наполненным горячим воздухом и поlнимающимся вверх. А потом, уткнувшись в потолок гостиничного номера, он наблюдал сверху, как реанимационная бригада вновь и вновь запускала сердце очень бледному, лежащему на кровати человеку, так похожему на Сергея Захарова. Наконец, сердце снова забилось, словно решило простить своему хозяину свою нещадную эксплуатацию: два, а то и три концерта в день, стрессы, бесконечные авиаперелёты и тряску в поездах. «Шарик» плавно опустился, и снова душа и тело певца составляли единое целое.
Так описывает эпизод клинической смерти знаменитого певца, народного артиста России Сергея Захарова автор книги о нем – писатель, поэт, театровед Елена Ерофеева-Литвинская. Презентация книги состоялась 22 октября в Московском союзе писателей.
Впрочем, это была даже не презентация, и не пресс-конференция – а, скорее, некий микст того и другого вдобавок с элементами камерного концерта любимого певца. Да и как иначе – говорим про книгу о Сергее Захарове, вот он здесь, рядом с нами – да и не попросить его спеть, и не со сцены, а прямо в небольшом конференц-зале? Конечно же, попросили! И под виртуозный аккомпанемент пианиста Александра Кагана прозвучали «Хризантемы», «Гори, гори, моя звезда», «Вдоль по Питерской» и другие песни, - бархатный баритон Сергея Захарова словно создан для русских романсов и песен.
Захаров, кстати, говорил об этом – о даре Божием, о предназначении человека, об ответственности артиста перед Создателем и перед теми, кто любит его на земле. И о том, что артист должен быть борцом.
Да ведь и сама жизнь Сергея Захарова подтверждает: он – борец. Когда партийно-милицейская «подстава» заставила талантливого певца сначала клеить картонные коробочки на зоне, а потом томиться в знаменитых «Крестах», он не сломался и всегда верил, что вернется на сцену. И в 1983 году в Ленинграде, в концертном зале «Октябрьский» состоялось его триумфальное возвращение к публике, которая, как он сразу понял тогда, ждала его и любила вопреки той газетной грязи, которая лилась на Захарова со страниц не желтой (такой в СССР просто не было тогда), а самой что ни на есть официальной советской прессы.
Тогда же, в 1983 году, Сергей Захаров и познакомился с автором будущей книги о себе – Еленой Ерофеевой-Литвинской. Сначала это были газетные и журнальные интервью, потом добавились неформальные дружеские беседы – и, наконец, накопилось столько материала, что он стал проситься под обложку книги.
«Как-то в разговоре со мной Сергей Захаров сказал, что первая половина жизни уходит на завоевание пространства, а вторая – на завоевание времени, - говорит Елена Ерофеева-Литвинская,- И тогда я поняла, что этот принцип ляжет в основу композиции моей книги, и, можно, сказать, в основу её концепции».
Пятитысячный тираж книги «Сергей Захаров. Роман-биография» выпустило московское издательство «Вест-Консалтинг». Главный редактор издательства – поэт, литературовед и предприниматель в одном лице – Евгений Степанов - признался, что книга рождалась (после сдачи рукописи) ровно 9 месяцев. Как человек! А ведь и то правда – книга – это живое существо, ведь в неё вложено главным героем, автором и издателем то, что однажды отделилось от тела Сергея Захарова и поплыло к потолку, но, спохватившись, вернулось обратно…
Алексей Казаков