О нас пишут

Блог Антона Нечаева от 23 декабря 2008 г.


Блог Антона Нечаева от 23 декабря 2008 г.


"Кризис в нашей стране всегда"


Не миновать мне "кризисной" темы. Вот уже и в комментариях спрашивают… Сам я уже неоднократно про кризис этот самый говорил, меня в нем больше интересует, так сказать, духовная сторона. В плане духовности это не кризис никакой, кризис был раньше, когда люди посходили с ума от доступных, не заработанных, а на самом деле даже не существующих денег. Отсюда и дикие цены на все эти материальные, ничего не значащие, копеечные побрякушки: автомобили, квартиры, та же нефть и пр. Чему удивляться, что пришло, наконец, отрезвление? Мы обретаем реальную почву под ногами, возвращаем себе адекватное восприятие действительности. Радоваться надо, по идее.

А о том, как будет справляться с этим наступающим "отрезвлением" литературное, издательское дело, я сегодня спрашиваю у известного московского поэта и бизнесмена Евгения Степанова.

Евгений, Вы — издатель, главный редактор, бизнесмен… Каких изменений для каждой из этих трех своих ипостасей Вы ожидаете от наступающего (наступившего) "кризиса"? Что конкретно изменится: сократится ли бизнес, повернется ли редакторский, издательский курс, возможны ли какие-то качественно-количественные подвижки в том огромном потоке рукописей, которые к Вам приходят (ну, может быть, писать перестанут? Или наоборот, какое-то новое дыхание, течение образуется?).

Антон, изменения уже есть. Во-первых, я теперь практически ничего не пишу. Мозг работает на выживание. С утра до ночи ищу спонсоров, новых партнеров, обслуживаю с особой старательностью старых клиентов, даю всем большие скидки. Задача — выжить, сохранить журналы, издательство и т.д. Тем более что в дружную семью холдинга "Вест-Консалтинг" в конце 2008 года вошел известный немецко-украинский журнал "Крещатик" (буквально вчера мы очень конструктивно провели переговоры с главным редактором этого издания Борисом Марковским). Для меня это новые расходы. Но расходы во имя благого дела — во имя литературы. Я очень высоко ценю "Крещатик" и, конечно, протяну ему руку помощи в кризисное время.

То есть Ваш бизнес не сокращается?

Я — антикризисный менеджер, который в свое время был одним из руководителей в крупной западной нефтяной компании, директором по рекламе известных журналов, огромной страховой компании и т.д. В кризисные времена я работаю наиболее эффективно. Холдингом "Вест-Консалтинг" я руковожу уже шесть лет. И привык, что каждый день, когда ты занимаешься бизнесом, кризисный. О деньгах нужно думать ежесекундно. Зарплата, аренда, налоги… Цены растут постоянно. Кризис в нашей стране всегда.

Я убежден, в России главная проблема — это полное непонимание властями того, что основа экономики — малый бизнес. Класс хозяев (пусть и небольших предприятий) может спасти страну. Когда человек работает на себя, за свою идею, за свой профит, он всегда работает с полной отдачей. В большой же фирме всегда процветает воровство. Там либо откаты, либо кража времени работодателя (люди имитируют труд), либо бессмысленные интриги.

За шесть лет в моей небольшой фирме не было ни одного конфликта. Ни одного. У сотрудников просто нет времени на дрязги. Все работают. Производительность труда в маленькой фирме больше, чем в большой в разы. Увы, государство поддерживает малого предпринимателя только на словах.

Это касается и издателя?

Конечно. Государство не поддерживает издателя, тем более некоммерческого. А это значит, что и некоммерческий издатель не должен поддерживать государство. Получается: он не обязан сеять разумное, доброе, вечное. Он будет печатать то, что продается. Или тех, кто заплатил деньги. Увы, так зачастую и происходит.

Где проще будет выживать: в провинции или столице?

Очень интересный и сложный вопрос. Давайте рассмотрим типографский бизнес, к которому я имею прямое отношение. Маленькие типографии в Москве загибаются. Аренда дорогая, зарплаты высокие. Многие предприниматели стремятся разместить типографии в других городах. Московские власти не понимают, что если бы они давали возможность снять офис или производственное помещение по нормальной цене, появились бы новые рабочие места. Но никому до этого дела нет. Я печатаю сейчас 95 процентов своей книжно-журнальной продукции в других городах — в Москве цены значительно выше.

С другой стороны, издателю однозначно выжить легче в Москве, потому что здесь больше влиятельных людей. Иногда находятся и меценаты. Нас, например, поддерживают депутат Государственной Думы Николай Ольшанский, Зураб Церетели, Александр Файн, Сергей Филатов.

И все-таки, самая главная Ваша линия — поэтическая (иначе просто не может быть)… Как поэт Евгений Степанов намерен прожить-пережить кризис? Не опасны ли такие мировые катаклизмы для чуткого поэтического сознания?

Антон, спасибо за добрые слова. Но, право, я до сих пор не знаю: поэт я или нет. А то, что я ломовая лошадь поэтического цеха, это факт. Стихи же приходят тогда, когда им вздумается. Как говорит Елена Кацюба, с должности поэта нельзя уволить. И это его единственная привилегия.

Евгений Степанов — известный московский писатель, издатель, общественный деятель. Член Правления Союза литераторов России, генеральный директор и учредитель холдинговой компании "Вест-Консалтинг", куда входят журналы "Дети Ра", "Крещатик", "Футурум АРТ", "Зинзивер", газета "Литературные известия", WEB-студия, PR-агентство, Агентство по распространению книг и т.д. Как поэт награжден Международной отметиной имени отца русского футуризма Давида Бурлюка за достижения в авангардной поэзии.


Антон Нечаев