О НАС ПИШУТ

         
  Главная

Новый номер

Архив

События

О нас пишут

Лауреаты

Гостевая книга

Магазин


Яндекс.Метрика


 

Сергей Старопашин, 4 февраля 2008 г.


Сергей Старопашин, 4 февраля 2008 г.


ПОЭТ ВСЕГДА ЗА ГРАНИЦЕЙ


28 января в Екатеринбургском камерном театре состоялась торжественная церемония вручения всероссийской литературной премии имени Павла Бажова. В числе других лауреатов различных номинаций было названо имя пермского поэта Юрия Беликова. Диплом и лауреатскую медаль с изображением автора "Малахитовой шкатулки" были вручены ему "За энергию поэтического сопротивления и одухотворение обыденной жизни в книге избранных стихов "Не такой", изданной в Москве в издательстве "Вест-Консалтинг" под редакцией Евгения Степанова. Эта престижная награда, учреждённая в 2000-м году Екатеринбургским отделением Союза писателей России и ОАО "Екатеринбургским заводом по обработке цветных металлов", вручается девятый раз. Назовем лишь несколько лауреатских имён прошлых лет: Ольга Славникова, Нина Горланова, Вадим Месяц, Майя Никулина, Владислав Крапивин. Не правда ли: все они на слуху?

На конкурс-2007, кроме произведений авторов из Свердловской области, поступило около 60 прозаических, стихотворных, литературоведческих и краеведческих книг из Пскова и Омска, Кургана и Тюмени, Перми и Рязани, Кирова и Нижнего Тагила. Жюри огласило 8 лауреатских имён в различных номинациях. На церемониальную сцену вместе с Юрием Беликовым вышел ещё один "биографический" уралец — ныне живущий во Пскове литературный критик Валентин Курбатов, получивший награду за книгу "Долги наши. Валентин Распутин: чтение через годы". Когда-то он рекомендовал Юрия в Союз писателей. А сегодня говорит: "И не жалею!"
Характерная и едва ли не судьбинная особенность: Пермь глуха к своим писателям. Когда-то отсюда без сожаления уехал в Вологду впоследствии всемирно известный прозаик Виктор Астафьев, а потом — в тот же Екатеринбург — перебрался "серебряный голос России" поэт Алексей Решетов. Не мудрено, что в Перми 17 лет (!) не издавались стихи нынешнего лауреата Бажовской премии, но заметьте: эту премию Юрий Беликов получил за книгу, изданную в Москве при большом личном участии в его судьбе Евгения Степанова — литературного подвижника, издателя и главного редактора журнала "Дети Ра", а выдвинули "Не такого" в номинанты опять-таки не пермяки, а екатеринбуржцы — поэт Владимир Блинов и редакция старейшей уральской газеты "На смену!" Не случайно во время церемонии камертоном этой названной особенности прозвучало вошедшее в книгу стихотворение, исполненное завораживающим (этот отмечают все!) беликовским тембриальным баритоном:

Твой голос не пригодился
ни этому, ни тому
столетью. Он лился, длился
да впал в родовую тьму.
Теперь уж не стоит даже
собой голоса смущать
и мертвенные пейзажи
соцветьями замещать.
Но мимо — не есть без следу,
и тьма — далеко не мрак,
и то, что он канул в Лету,
не значит, что он иссяк.

А вот что сказал о творчестве Беликова со сцены камерного театра член жюри, председатель правления Екатеринбургского отделения Союза писателей России, доктор филологических наук, профессор Уральского госуниверситета, поэт Юрий Казарин:
— Поэт всегда за границей: за чертой обыденной речи, пахнущей жратвой и гламуром. Таков Юрий Беликов: его стихи сотрясают мозги обывателя и вправляют их. Его стихи — это грозная, мощная нежность, колеблющая сходящий с ума мир, как пульс птицы небо. Именно так — "Пульс птицы — называлась первая его, вышедшая в Москве книга — ладонь можно было обжечь. Я ещё тогда изумлялся: откуда у Беликова такая поэтическая сила, оказывающая на людей прямо-таки физическое воздействие? Конечно, нельзя сравнивать поэтов вообще, но мне даже кажется, что Юрий Беликов — поэт такой же стихии, как и Николай Клюев: та же скрытная, сжатая энергия, которая в любой момент может навалиться на тебя в неожиданном месте, разорвать тебя изнутри до всех твоих артерий и преобразить! Юрий Беликов — полном смысле этого слова — поэт ХХ1-го русского века, когда поэзия, излечившись от социальной функции служения — в особенности, государству с его идеологией, сумела сохранить в себе религиозные, духовные и философские функции. Его книга "Не такой" — это сгусток чудовищно сжатых поэтических смыслов, выделяющих в процессе восприятия мощную энергию нежности и любви, боли и совести, жизни и смерти, гнева и доброты, голоса и тепла, взгляда и света…
В ответном слове лауреат заметил:
- Для меня несвойственно стоять на премиальной сцене. Да, я получал литературные награды, но они исходили из великого поэтического подвала. Так, в 1989-м году на Первом Всесоюзном фестивале поэтических искусств "Цветущий посох", проходившем на Алтае, съехавшиеся туда из многих городов России представители отечественного андеграунда вручили мне Гран-при и наделили титулом "Махатмы российских поэтов". А в 2005-м году за создание книги "Приют неизвестных поэтов", вобравшее стихи 40 авторов глубинной России, творцы Великих Лук наградили меня Орденом Велимира "Крест поэта". Теперь же, как сказал один из моих, присутствующих в этом зале друзей — поэт-дикоросс Олег Балезин, "это первая твоя официальная литературная премия". Что касается поэзии, то есть стихи, которые притягивают и отталкивают одновременно. Я люблю именно такие стихи. Я понимаю, что мои стихи — притягивающие и отталкивающие — могут нравиться не всем, но ещё в древнерусском памятнике литературы "Пчела" было замечено, что угождать всем — зло. Что касается ХХ1-го века, то совершенно прав Юрий Казарин: нас, стоящих на этой сцене поэтов, упрекает и золотой век, и серебряный и даже свинцовый — ХХ-й. Мы принимаем эти упрёки. Но я чувствую, что писать так, как писали в серебряном и даже в свинцовом — я уж не говорю про золотой, невозможно. Когда-то я ощутил, что Бог из слова ушёл. Это было в конце ХХ-го века. Сейчас я чувствую, что Бог снова вернулся в слово, но скорость его существования в слове страшно убыстрилась. Я увидел, что сила некоторых слов такова, что, стоит их написать или огласить, они, материализуясь, мгновенно сбываются. Возможно, в этом кроется часть тайны присуждения мне премии имени Павла Бажова.

Екатеринбург