ЗИНЗИВЕР № 3 (6), 2006




Дмитрий Северюхин. «Буковки», книга стихотворений. Собрание актуальных текстов. СПб., 2006.

У этой книги, несомненно, — два автора. Валерия Мишина в этой книге даже больше, чем Дмитрия Северюхина, который всего лишь предоставил художнику свои опусы. Мишин же выступает здесь и оформителем, и фотографом, и издателем, и сотворцом «текстпонатов». Конечно, не будь замечательных стихов Северюхина, не было бы и графических их версий. Но все дело в том, что Мишин не только создает в этой книге свое пространство, но и как бы графически продолжает тексты, дописывает и достраивает, переводя метафизическую составляющую стихов Дмитрия в концептуальное измерение. Эти «приращения к стихам» откровенно цитатны. Мы видим то стихотворения, оформленные в духе футуристических книг начала ХХ века, то обнаруживаем отталкивание от конструктивистской стилистики 1930-х, то лицезреем «классические» калиграммы, то находим крестообразные композиции, вызывающие отдаленные ассоциации с татлинскими контррельефами… И во всем этом, естественно, — и собственно мишинские находки, открытия художника ХХI века.
Завершается эта небольшая книжка (в ней всего 16 стихов) послесловием, написанном в виде «квадрата в квадрате», Тамары Буковской, друга, соратника и, наконец, супруги Валерия Мишина: «б/у ковки — бывшие в употреблении кованные объекты манипуляций, ими можно пользоваться, можно владеть и обладать — они доступны и не принадлежат никому, как и стихии, как и стихи, сложенные из них. Северюхин — энциклопедист, но и он знает только 32 б/у ковки…».

Ник Ремус