ЗИНЗИВЕР № 2 (5), 2006




Ник РЕМУС

Родился в 1960 году в Ленинграде. Искусствовед, литературовед. Автор мнгочисленных публикаций.



«ВЕНА»

История русских литературных кафе, кабачков, кабаре и клубов уходит корнями в начало прошлого века (а если говорить об их «далеких предках», то невозможно обойтись и без европейских предшественников/прототипов, прежде всего без парижского «Черного кота»). Названия литературно-артистических заведений 1910-х — начала 1920-х годов до сих пор у многих на слуху: «Бродячая собака», «Привал комедиантов» — в Петербурге; московские «Питтореск», «Стойло Пегаса», «Домино» и другие. В более поздние времена, во второй половине века двадцатого, в Питере появились — теперь уже легендарные — кафе на Малой Садовой и знаменитый «Сайгон», овеянные славой «кузницы кадров» для нескольких поколений выдающихся деятелей андеграунда, самиздатчиков, «Дворников и Сторожей».
8 декабря 2005 года в мини-отеле «Старая Вена», в бельэтаже дома, стоящего на пересечении двух старинных петербургских улиц, Малой Морской и Гороховой, состоялось представление поэтического сборника «Поэты, которых не было…» (Тексты, написанные от лица вымышленных персонажей. ХХ век: от Черубины де Габриак до Антона Компотова; Сост. И.О. Фоняков. СПб.: Изд-во Н. Куприянова совместно с изд. «Знак», 2005). Эта презентация положило начало «Венским вечерам», которым суждено отныне стать регулярными и войти в традицию. И с этого момента новую жизнь получила и старая «Вена» — когда-то весьма популярное, а ныне незаслуженно забытое заведение Ивана Сергеевича Соколова, закрывшееся в 1917 году. А в начале двадцатого столетия «Вену» иначе как «литературным рестораном», «меккой для поэтов, артистов, писателей, музыкантов и художников» и не именовали. Г. Ярон в своих мемуарах («О любимом жанре», 1963) среди постоянных посетителей ресторана «Вена» называет Аркадия Аверченко, Александра Куприна и Александра Блока. О посещении Блоком «Вены» вспоминают в 1907 году и В. Веригина (Воспоминания, 1974), и писатель А. Кондратьев (см. его письма Б.В. Беру: Литературное наследство, т. 92, кн. 3, 1982). Известно, что именно отсюда глубокой ночью была послана телеграмма на Малую Монетную, дом 9, где жил тогда Блок. В ней сообщалось, что Александра Александровича избрали «королем поэтов». Голоса за Блока отдали О. Мандельштам, В. Пяст, З. Гиппиус и Елизавета Кузьмина-Караваева. Последняя увековечила «коронование» поэта четверостишием:

Венский преступив порог,
Мы рекли — король наш Блок.
И решил премудрый рок,
Что король поэтов — Блок.

Караваева вернула свой поэтический и человеческий долг Александру Блоку, приветившему ее, еще совсем юную, и посвятившему гимназистке Лизе, будущей «Матери Марии», следующие строки:

...Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту...

Александр Куприн считался главным магнитом «Вены». Часто он появлялся в компании своего неизменного спутника клоуна Жакомино (итальянца Джакомо Чирени, иногда гостившего у Куприна в Гатчине со своей собачкой Дики). Видели его в ресторане и со многими известными литераторами, художниками, музыкантами, актерами, цирковыми артистами, с прославленным русским богатырем Иваном Поддубным и летчиком Сергеем Уточкиным (порой они менялись ролями: Куприн говорил с пилотом о спорте и самолетах, а Уточкин беседовал с писателем о литературе, в которой разбирался не хуже, чем в авиации). Александр Иванович просиживал в «Вене» едва ли не все дни и ночи, отдавая дань Бахусу и «накачиваясь» впечатлениями, необходимыми для новых рассказов. Некоторые завсегдатаи ресторана считали Куприна кем-то вроде местного домового. Про него сочинили эпиграмму, ставшую впоследствии широко известной:

Ах, в «Вене» множество закусок и вина.
Вторая родина она для Куприна…

И сам Куприн, знаменитый писатель, автор «Поединка», «Свадьбы», «Гамбринуса», «Ямы» и других произведений, читаемых всей Россией, прославился в «Вене» не только шумными застольями, но и собственными стихотворными пародиями и эпиграммами. Например, в послании И.С. Соколову, «хозяину Венскому», он воспел его так:

…Губитель птичьих душ, убийца многих мяс,
Всех православных друг, но друг и иудеев,
В заботах кухонных ты с головой увяз.

<…>

Богема шлет тебе шестьсот и шесть приветов…
Нет… «Вена» все-таки столица из столиц!

А однажды съязвил и в адрес одного из самых знаменитых сатирических журналов:

Ночь темна… Часы так длительны,
Не до сна… какой уж сон,
Если даже усыпительный
Не помог «Сатирикон».

Без редактора «Сатирикона» Аркадия Аверченко так же невозможно было представить себе «Вены», как и без Куприна. Аверченко с его коллегами- «сатириконцами» (он сам, А. Радаков и Ре-Ми имели в ресторане славу вечных «венских» аборигенов) являлся еще одним центром притяжения. Петр Пильский, инициатор и составитель литературно-художественного сборника «Десятилетие ресторана «Вена» (1913), писал: «Сатирическая компания сразу занимает три-четыре столика, и немедленно же начинается несмолкаемый «дебош». Остроты, эпиграммы, каламбуры сыплются как из громадного мешка. Одно пустяшное замечание, движение рукой, поза — все дает тему для остроумия — легкого, свободного, не натянутого».
Конечно, в «Вене» собирались не только литераторы. Здесь можно было встретить и депутатов парламента, и редактора «Биржевых ведомостей» Станислава Проппера, и удивительного клоуна Анатолия Дурова, и выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, и великолепного оперного артиста Леонида Соболева, и потрясающего певца Федора Шаляпина, и многих иных «звезд» Серебряного века.
В этом ресторане когда-то торжественно в присутствии самого Михаила Чигорина открывался «новый шахматный клуб». Тут устраивались приемы в честь именитых гостей, славили именинников и юбиляров (например, посетившего Петербург венгерского композитора Ференца Легара), а Аверченко, который, как вспоминает Тэффи, «многолюдно праздновал» свои именины, «дирекция «Вены» всегда подносила огромный торт с надписью шоколадными буквами «Аркадию Сатириконскому». Со временем в «Вене» образовался своего рода клуб столичной богемы — актеров, художников, музыкантов.
Но настоящую славу «Вене» принесли писатели и поэты. Одни из них, подобно А. Блоку, М. Кузмину, Л. Андрееву, Ф. Сологубу, А. Белому, О. Мандельштаму, В. Маяковскому, В. Каменскому, С. Городецкому, А.Н. Толстому, появлялись в «Вене» время от времени, кто реже, кто чаще; другие — А. Куприн, В. Тихонов (Мордвин), Б. Лазаревский, О. Дымов, А. Аверченко, Тэффи, С. Черный, П. Потемкин и другие «сатириконцы» — проводили здесь едва ли не каждый день. В феврале 1912 года в одном из кабинетов (по преданию, в девятом нумере; в «Вене» было 4 зала и 13 кабинетов), состоялось специальное выездное заседание эгофутуристов Игоря Северянина, Георгия Иванова, Константина Олимпова и Грааль-Арельского, основавших Академию эгопоэзии (Вселенский футуризм). Заседание было посвящено выходу первого номера газеты «Петербургский глашатай», которую издавал примкнувший к эгофутуристам Иван Игнатьев (И.В. Казанский).

Наследником и продолжателем «венских» традиций стал мини-отель «Старая Вена», вернее, его хозяева и их друзья-единомышленники. В память о тех временах, когда «Вена» являлась по-настоящему своим, теплым и уютным домом для представителей всех муз, решено было превратить мини-отель в своеобразный дом искусств. С недавних пор здесь проводятся поэтические чтения, устраиваются книжные презентации, выступают известные артисты, чтецы, музыканты.
Особое место должны занять вечера, посвященные посетителям и завсегдатаям прежней «Вены», событиям их необыкновенной жизни, полной невероятных приключений и трагических коллизий, и судьбам их творений — будь то стихи, музыка, скульптуры или картины.
В доме на углу Малой Морской и Гороховой собрана уникальная библиотека, составленная из произведений прославленных писателей Серебряного века. Специальный раздел начал складываться из книг «Клуба друзей старой «Вены», организованного здесь в начале 2006 года. Писатели, поэты, художники, приходящие на «Венские вечера», считают своим долгом пополнить библиотеку мини-отеля собственными творениями — романами, поэтическими сборниками и живописными альбомами.

Когда-то Ипполит Василевский (Буква), фельетонист и публицист, говорил о том, что будущие историки непременно отметят «венский» период русской литературы»…
Что ж, господа, «венский» период русской литературы — продолжается!