ЗИНЗИВЕР № 3, 2005


Дорогие друзья!
«Зинзивер» появился на свет благодаря тому, что московский издатель и поэт Евгений Степанов неожиданно для себя обнаружил, что в городе на Неве-Фонтанке нет ни одного литературно-художественного журнала, который отражал бы современное состояние литературы и публиковал бы петербургских авторов, создающих интересные, живые, актуальные тексты (так или иначе авангардные — если не по форме, то по духу). Ни появившиеся в последнее время издания, отражающие вкусы и представления определённых художественных групп или дружеских сообществ, ни тем паче «Нева» со «Звездой» не занимаются литературным процессом, не отражают сегодняшний день питерской литературы — т.е. художников, по-настоящему работающих со словом, а не использующих его в своих целях.
Название журнала отсылает литературно грамотного читателя не только к стихотворению Велимира Хлебникова «Кузнечик» с его знаменитой строчкой: «Пинь, пинь, пинь! — тарарахнул зинзивер». Зинзивер — крылатый кузнечик современной питерской литературы (поэзии прежде всего). И это не просто красивая формула. Ведь кузнечиком называют и насекомое, и большую синицу (Parus Major). Излишне говорить о том, что такое для русской поэзии, литературы вообще — образ птицы (достаточно вспомнить хотя бы пресловутую гоголевскую птицу-тройку Русь). А поющий кузнечик для В. Хлебникова, Е. Гуро, Н. Заболоцкого, А. Тарковского, В. Сосноры, Г. Айги и целой плеяды талантливейших людей слова ХХ века давно стал прямой метафорой Поэта, заклинателя слов.
Любой журнал так или иначе отражает вкусы и пристрастия его создателей. Никакой объективности не было, нет и не может быть никогда. И всё же члены редколлегии, представляющие различные литературные поколения и возрастные категории, надеются на то, что им удастся печатать на страницах «Зинзивера» авторов, работающих в различных стилях, направлениях, формах, развивающих разнообразные творческие инновации, актуальные для этого города, этой страны и этого времени. А что же касается авторов и критериев отбора… Критерий, как всегда, один — качество текстов, которые нам оказываются либо близки, либо нет. То есть, как ни крути, субъективизм чистой воды. И от этого не уйти ни нам, ни кому-либо другому. Любой литературно-художественный журнал — сложный и противоречивый организм, иной раз отторгающий великолепного качества тексты лишь потому, что они не работают на целое, на конкретный — создаваемый здесь-и-сейчас — номер, ощущаемый как единая книга со своей уникальной структурой и согласованностью всех составляющих её частей.
Думается, после всего вышесказанного нет никакого смысла говорить о том, какой нам видится «политика» журнала. Нет у нас никакой политики. Мы принципиально аполитичны. А позиция наша, как нам самим представляется, достаточна прозрачна. Мы надеемся создать современный городской журнал, в котором находили бы приют авторы, создающие качественные художественные тексты (в нашем понимании). Кем они считают себя: авангардистами, традиционалистами, таксидермистами, пуристами и т.п. — принципиального значения не имеет.
Итак, «Зинзивер» — это литературно-художественный журнал современных петербургских авторов, создающих актуальные тексты, конгениальные этому городу, этой стране, этому времени. А «Зинзивер» Велимира Хлебникова, поэта вне времени, но сражавшегося за Время и открывшего его законы, — ниточка, связывающая нас одновременно и с прошлым, и с будущим. Может быть, это слишком нагло и самонадеянно, но очень хочется верить, что со временем журнал «Зинзивер» станет тем самым недостающим звеном.

Арсен МИРЗАЕВ,
представитель издательства «Вест-Консалтинг»
в Санкт-Петербурге