ЗИНЗИВЕР № 10 (66), 2014

Поэты Санкт-Петербурга


Александр ГОРНОН
Поэт-полифоносемантик, график, издатель. Родился в 1946 году в Ленинграде. Издатель серии книг по русскому поэтическому авангарду начала XX века. Был автором телепрограммы «Неприкосновенный запас». Литературно-художественной деятельностью занимается с 1967 г. Публиковался в российских и зарубежных поэтических альманахах, антологиях, участвовал в художественных выставках, выступал с чтением стихов в России и за рубежом. С 1981 года разрабатывает уникальную поэтику полифоносемантики (одновременное звучание нескольких смыслов в стихе). Стихи А. Горнона — это графическая интерпретация звучания и в то же время сам процесс этого звучания («голосовая музыка») — фонограмма, полученная путем многократного авторского голосового наложения различных морфологических структур слова, способных обладать самостоятельным смыслообразованием. Лауреат литературной премии Андрея Белого (1991 г.) и Международной отметины имени Давида Бурлюка. Автор многих книг и публикаций.

Поэтика А. Горнона не укладывается в рамки современных представлений о стихотворчестве. Динамика фразеологических сгущений и превращений в его текстах, даже на фоне поразительное многообразия современных поэтических практик, исключительна. Двусмыслицы и эффект остроумия, возникающие при такой манере письма, не являются для поэта ни самоцелью, ни праздной игрой, но от читателя восприятие подобной неигровой изменчивой смысловой стихии требует особого жанрового чутья. Русская речь в письме поэта не тематизирует вещи, сопутствующие нам в обиходе, но открывает смыслы, которые обретаются в ней сами по себе. Авторская интонация, включающая оттенки сарказма, насмешки, гнева, вопрошания, не нацелена на анекдот и на психотерапию. Неожиданность совмещения противоположных высказываний иногда повергает читателя в состояние шока. Он слышит то ернический смех скомороха, то пророческое бормотание юродивого. От механической субстанции (и свойственным ей сдвигам и «инженерии») поэт все дальше уходит к интунциям органики, к мучительному обособлению живых существ.

Фоносемы Горнона не всеобщи и не запредельны, это вспышки смысла, которые переживаются на основе экзистенциального опыта. А. Горнон в буквальном смысле развивает мотив телесного состава, мотив не геометрии или физики, но жизни. Фоносема повествует о вывихе, кричит, бормочет или шепчет о нем. Пока мы еще живы.

Борис Шифрин



Из книги «25-й кадр, или Стихи не о том»