ЗИНЗИВЕР № 8 (76), 2015

Литературная хроника


Юлия Медведева
Публицист, литературовед, член оргкомитета фестиваля «Петербургские мосты». В 2000 году окончила факультет журналистики в СПбГУ. Работала на ГТРК «Петербург — 5 канал», редактором журналов «Обучение и карьера в Санкт-Петербурге», «Учебная афиша», «Капитель», «Каталог качества “РИО”». Пишет статьи об архитектуре, истории, литературе. Живет в Санкт-Петербурге.



«Петербургские мосты» свели в Комарово

С 3 по 7 июля в Санкт-Петербурге проходил XII Международный литературный фестиваль «Петербургские мосты». Это уникальный форум, ежегодно собирающий более сотни писателей, издателей и кураторов литературных мероприятий из разных городов и стран. Событие грандиозное и по большей части поэтическое, включающее нон-стоп чтения стихов по три-четыре часа. Традиционно все мероприятия фестиваля проводятся в культовых питерских местах (вроде «Бродячей собаки» или «Буквоеда») и бесплатны для зрителей.
В этом году популяризировать современную поэзию в Питер приехали гости из Казани (включая заслуженного деятеля искусств республики Татарстан Лилию Газизову), Красноярска (лауреат Астафьевской премии Иван Клиновой), Иркутска (поэты и литературные кураторы Светлана Михеева и Артём Морс), Ставрополя (литературная группа «Кавказская ссылка»), Эстонии (поэт и организатор фестиваля «Нарвский причал» Елена Сабинина и организаторы «Ландшафтного фестиваля поэзии» в Тарту Людмила Казарян и Лариса Йоонас), Польши (лауреат кембриджской премии Шекспира, писатель и издатель Александр Навроцкий), Финляндии (президент финского ПЕН-клуба, переводчик Юкка Маллинен и поэт Пяйви Ненонен), Украины (лауреатыы премии «Молодой Петербург» Наталья Романова и Павел Синельников) и многие-многие другие.
По понятным причинам, больше всего гостей прибыло из Москвы: лауреат премии «Московский счет» Григорий Петухов, обозреватель «НГ-Ex libris» Андрей Щербак-Жуков, лауреат Волошинской премии Герман Власов — всего около тридцати авторов. Москвичи лидировали и в шорт-листе Международного поэтического конкурса им. Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай», считающимся ключевым событием фестиваля.
Однако на «пьедестал» в «Буквоеде» удалось взойти лишь одной москвичке — Ольге Аникиной, занявшей второе место с двумя короткими емкими циклами стихов «Пять римских песен» и «Империя моя». На третьем месте оказался петербуржец Дмитрий Артис с несколько иронической но, по большой части, надрывной подборкой («Но город пуст, как божья пятерня,/ просившая когда-то у меня/ любви немного, прочему не веря»), а на первом — Вера Кузьмина из Каменска-Уральского. Тема ее стихов — перекличка столицы и глубинки («Звезды меньше, небо шире,/ Месяц хочет есть./ У тебя в Москве — четыре,/ На Урале — шесть») с необратимым противостоянием («На Москве — пироги да баньки,/ Да вороний хрипатый крик…»; «Жизнь гранеными стаканами/ Тянут воля и тюрьма,/ Где рассохлись деревянные,/ Простодырые дома») и отчаянным желанием их примирить: «И ты поймешь кота, рыбачью сеть,/ Известку, бабкин постненький калачик,/ И будешь эту землю мять и греть,/ Пока она не всхлипнет по-ребячьи».
«Заблудившийся трамвай» — так назывался не только конкурс, но и оригинальная акция, устроенная оргкомитетом при поддержке Горэлектротранса, с которой, собственно, и начался фестиваль. Прибывшие в Петербург поэты отправились на ретро-трамвае, стилизованным под 50-е годы, по Васильевскому острову, читая свои стихи пассажирам. А Александр Джигит, певец и композитор, исполнил песни на стихи Геннадия Григорьева: «Поедем на тройке кататься, в трамвае под номером три» и «Трамвайную балладу» Олега Левитана. Сам Левитан выступил на следующий день в Комарово, в Доме творчества писателей, куда на выходные переместился фестиваль вместе с гостями.
Комарово уже второй раз принимает у себя «Петербургские мосты». Но в этом году оргкомитету, прежде чем провести здесь свои мероприятия, пришлось сначала отстоять Дом творчества, который «Литературное сообщество писателей России» (бывший Литфонд) ненароком сдало в аренду под устройство детского оздоровительного лагеря. К счастью, Роспотребнадзор решил, что здание недостаточно приспособлено для нужд детей, и арендаторы разрешили литераторам сюда приехать. Что будет дальше с этим заповедным местом, остается только гадать. А в этом году он, силами организаторов фестиваля, отметил свое 75-летие.
Даниил Гранин, прибывший на юбилей, рассказал гостям фестиваля, что в 1955 году впервые получил путевку в Дом творчества: «Тогда дом был деревянный; по-моему, это был бывший финский пансионат… Каждый жил в отдельном номере, что для меня было чудом — впервые у меня была своя комната. Днем работали, а по вечерам собирались на террасе или в столовой, играли в карты и разговаривали о литературе. Я застал знаменитую Веру Панову и секретаря Союза писателей Всеволода Кочетова. А еще сюда приезжали москвичи: Борис Слуцкий, Александр Бек, Иван Ефремов… Из моих любимых писателей жил Пантелеев…»
Оргкомитет подготовил к юбилею выставку «Комаровские автографы», на которой представлены фотографии и автографы писателей, сделанные в Доме творчества в разные времена: Виталия Бианки, Анны Ахматовой, Фёдора Абрамова, братьев Стругацких и других знаменитых советских литераторов. Большая часть автографов взята из книг, подаренных в библиотеку Дома творчества авторами, которые здесь работали.
После исторического экскурса участники фестиваля отправились в Сестрорецк, где около трех часов выступали на открытой эстраде возле библиотеки им. М. Зощенко. На следующий день в Комарово подводились итоги конкурса юмористической и абсурдной поэзии и малой прозы им Даниила Хармса «Четвероногая ворона». Игорь Голубенцев занял 1 место, Валерий Роньшин — 2, Вадим Гершанов — 3. Приз зрительских симпатий почти единогласно присудили Михаилу Лебедеву (Кату Катову) из Омска с обаятельными диалогами лирического персонажа Фёдора с классиками литературы. Продолжилось и чтение стихов в формате «нон-стоп», но уже камерного характера, возле «Ахматовской беседки».
В понедельник фестиваль снова переехал в Петербург. Здесь, в ДК «Рекорд», состоялось феерическое представление [MOVING POETRY] —танцевально-поэтические перфомансы на стихи современных авторов. Это совместный проект фестиваля и Международной танцевальной компании Danceguru, который уже покорил в этом году «Книжный салон» в Петербурге. Удивительно, как можно трактовать стихи при помощи тектоника или крампа! Проект запустил и Лабораторию MOVING, результаты которой мы увидим в октябре, на осеннем этапе фестиваля. А пока поэты и танцоры выбирают друг друга и будут репетировать, чтобы создать экстравагантный симбиоз стиха и танца.