ЗИНЗИВЕР № 11 (79), 2015




Элла Крылова, «Воскреснув из-под снега». Санкт-Петербург, «Геликон плюс», 2015

Новая книга Эллы Крыловой «Воскреснув из-под снега» произвела на меня сильное и, вместе с тем, очень тяжелое впечатление.
Умение писать короткие, пронзительные и мудрые стихи, которым Элла владела всегда, в новой книге достигло, пожалуй, кульминации. «Цветы», «Эскиз», «Что мне прогресс…» — Элла, вероятно, не случайно начала ими свою исповедальную работу. Строчки точны, благородны и — мучительно правдивы. Прошу читателя не думать, что я пишу только о том, что открылось на первых же страницах. То, что я назвал «короткими стихами», пропитывает всю книгу и сообщает ей действительно характер эсхатологической исповеди. Особенно точно подтверждают мое ощущение вот эти катрены:

Весна не принесла
ни радости, ни силы.
Опущены крыла,
и снова — страх могилы.

Болезненной весны
скорей бы завершенье —
возвышенные сны
И Божие прощенье.

Я могу предположить, чем определена трагическая и даже безысходная тональность — конечно же, уходом Эллиной мамы. Не случайно в книге столько превосходных, до слез искренних стихов посвящено ее памяти. Нет, не памяти — самой маме… Из многих стихов этой темы лучшими мне кажутся два — по странной случайности оба носят одинаковые названия: «Письмо». Первое — «Мама, а у нас сейчас весна…» — светлое и все же очень горькое в своем главном посыле:

И живые с мертвыми — родня.
Смерть важнее жизни для меня.

Второе — «Перед глазами вновь и вновь / моя измученная мама…» — более откровенно в своей безысходности. И тяжек упрек, брошенный Богу:

Зачем ты мучаешь, Господь,
свое несильное творенье,
и душу мучаешь, и плоть,
и не даешь успокоенья?

Есть и третье «Письмо» — «Ты и в старости сохранила повадку леди…», — но первые два меня оглушили сильнее, хотя в этом третьем письме есть пронзительно-трогательная строчка: «Не старухой была, а принцессой, моя Одетта».

Как читатель я книгой восхищен. Как человек, которому небезразлична судьба поэта Эллы Крыловой, я боюсь за нее. Ибо запредельно сильно ощутимо ее отчаянье, ее погружение в тему конца, исхода, потусторонности. Однако есть у меня надежда, что поэт — существо иного рода, чем прочие смертные, и что ему дано соотноситься с Богом, жизнью и смертью иначе, чем остальным. И еще мою надежду питают стихи, посвященные некоему С., постоянному адресату Эллиной любовной лирики. Особенно вот эти:

Я опять обопрусь на твою надежную руку,
и пойдем мы мимо зеленых кленов
вокруг пруда гулять, поездов в даль зовущему звуку
благодарно внимать — двое вечно юных влюбленных…

Только озаренный любовью и талантом человек способен к таким словам.
Элла Крылова — поэт замечательный. Наверное, таких, как она, ведет Бог. Но хочется от всего сердца пожелать ей не укорачивать своего пути чрезмерной скорбью. Она лишь часть жизни.

Марк ШЕХТМАН