ЗИНЗИВЕР № 12 (104), 2017

Рецензии


Юлиан Фрумкин-Рыбаков, «Дайте жизни оболочку»
Библиотека журнала «Дети Ра», 2011

Юлиан Фрумкин-Рыбаков — известный ленинградский-петербургский поэт. Он всегда активно участвует в литературной жизни. В свое время под его руководством проходили поэтические вечера в Доме культуры железнодорожников. Теперь адрес этих мероприятий поменялся, они проходят в обновленном зале Музея им. Фёдора Михайловича Достоевского.
Собственно, по своей основной деятельности Юлиан — технарь, и не просто, он был участником испытаний ядерного оружия на атомном полигоне «Новая Земля».
Этот мужественный, деятельный и талантливый человек по своей истинной сути — поэт. Пишет он много, щедро, постоянно, как мне кажется. В любом нашем телефонном разговоре непременно присутствует только что написанное, еще горячее, требующее моментального выплеска.
Недавно в моей домашней библиотеке появилась последняя, шестая, книга стихов Юлиана «Дайте жизни оболочку». Название говорит о философском, прежде всего, содержании стихов, хотя при этом нельзя не отметить, что поэт сохраняет обычное для себя многообразие тем, форм, размеров — от наисовременнейших посвященных чудесам компьютерным, которые явлены даже в стихах на античные темы:

Я тебя откопаю, как Шлиман откапывал Трою,
и пришлю по e-mail(у) тебе письмецо

до сугубо языковых размышлений:

…рождая твердь из хляби вод,
где слово — твой престол и лот,
в глубины времени идет,
всю толщу жизни проницая

где каждая строка пронизана счастьем и болью, через метко увиденный и тонко, чаще всего графически, написанный пейзаж, наш, северный (автору не близок расцвеченный южными красками колорит), и, наконец, до лучшего, на мой взгляд, в этой книге стихотворения. «С изнанки воздуха сплошные узелки», в живой ткани которого сходятся многие темы этой книги: вечность, слово, небеса, озеро, «ячеистый воздух», ангел.

развяжешь узелки с изнанки слов
и вспомнишь все, что с нами приключилось

А ведь узелки эти и завязаны самим ангелом, как бы главным действующим лицом этого стихотворения, метафизика которого не чужда творчеству Фрумкина-Рыбакова. Нельзя не вспомнить Иосифа Бродского, так безмерно высоко оценивавшего не только слово, сам язык, незабываемую формулу Бродского «поэт — это форма языка».
Стихам Юлиана свойственно приятие и, более того, слитность главных мировых религий, ярче всего это выражено в книге «Лето Господне».
Многократно автор касается темы искусства, в котором видит не только зримое, очевидное, но и тончайшие переходные материи, возвышающие и объединяющие.
Одна из сильных сторон творчества поэта — обращенность к избранным. Он безошибочно выделяет на общем фоне таких замечательных поэтов как, например, Ольга Бешенковская, Светлана Кекова…

жизнь будет всегда, а мятущийся дух,
что дрожжи для теста, что темень для света…
от жажды однажды рождается слух,
что мы утолим ее водами Леты…

Доминанта прожитых лет, судьбы, выпавшей на долю поэта — жизнь как творчество.

Галина ГАМПЕР