ЗИНЗИВЕР № 1 (105), 2018

Рецензии


Елена Колина, «Двойная жизнь Алисы»
М.: Издательство АСТ, 2017

Книги популярной петербургской писательницы Елены Колиной давно снискали любовь многочисленной аудитории. Ее случай опровергает распространенное мнение о том, что массовая литература непременно чтиво. Она как никто в современной прозе умеет говорить о вещах сложных, волнующих, более того, казалось бы, неразрешимых, легко и увлекательно. Но легкость эта обманчива: легок слог и стиль, но не затронутая суть. Новый роман писательницы «Двойная жизнь Алисы» — из тех, что не только ставят на полку любимых книг, но и не раз перечитывают, столько здесь глубоких смыслов и фраз, на лету становящихся афоризмами. А что еще нужно читателю, чтобы уметь дружить, любить и быть счастливым? Хотите тут же пример? Пожалуйста — «Эгоизм высшей пробы — это считать, что никто тебя не обидел». Поневоле задумаешься. И такого по роману — россыпь и маленькая тележка.
В одном из давних интервью Колина сожалела, что ей недоступен жанр детектива. Но прошло время — и вот он перед нами!  Причем не кровавый детектив мясной лавки, а детектив интеллектуальный. Я бы сказала еще одно, крайне важное в современной ситуации, слово — детектив просвещенческий. Недаром при каждом упоминаемом историческом лице — а их в романе очень немало — сноска с кратким пояснением, кто таков и чем знаменит и интересен. Человек культурный, образованный не может не знать этих имен, но современному читателю, особенно молодому, такие подсказки вполне могут пригодиться.
Действие же романа происходит параллельно в двух временах, но в одном столь любимом Колиной городе: Петербурге современном и Ленинграде тридцатых годов. Хитросплетенье сюжетных линий — надо сказать, весьма изящных (изящество слога и действия — фирменная фишка Колиной) — поддерживают три героини-кариатиды: девочка-подросток с экзотическим даже для многоконфессионального во все времена Петербурга именем Рахиль, Алиса, дама-художница в неопределенном, но уже вполне весомом, возрасте с красным кабриолетом (подарком того, чье имя нельзя называть), и звезда ленинградской богемы тридцатых, художница Алиса Порет, ученица Павла Филонова, подруга Даниила Хармса. У каждой из них свои проблемы, кажущиеся героиням непреодолимыми, но каким-то образом (а точнее — большой внутренней работой) все-таки в результате преодолеваемые.
Так вокруг чего же строится детектив? Разумеется, вокруг таинственной находки: в мешке, определенном на выброс «новым русским», художница Алиса, прикинувшаяся ненадолго консьержкой, находит куски разрезанной картины и непоименованные записки, явно относящиеся к тридцатым годам и к кругу «чинарей» и Алисы Порет. Между тем, силой обстоятельств между обладательницей сокровища (а ведь только художник, ну, и околохудожественный люд — искусствоведы, галеристы — могли по достоинству оценить бесценную находку) и лежащей недвижимо со сломанной ногой в своем куполе старинного питерского дома Рахилью завязывается оживленная переписка по электронной почте (совершенно прелестна суперсовременная фраза «Как только узнаю, в чем смысл жизни, сообщу эсэмэской»). О чем же? О чем может говорить подросток со взрослой, обремененной своим грузом лет, отношений и прочих аспектов жизни, дамой? Оказывается, обо всем. Достаточно того, что они обе способны «смотреть на мир сквозь одуванчик», то есть видеть его как бы заново, не замыленным взрослым взглядом прагматика, а взглядом творца и мыслителя (жаль, нет в русском языке для этих слов женского рода), самостоятельно ищущего «простые истины». Разговор идет и о смысле жизни, и о любви, и о трудных семейных отношениях, и о тяжелейшем личностном выборе — скажем, какое из двух зол менее болезненно: потерять лучшую подругу или остаться до конца жизни с клеймом неудачницы, отвергнутой элитной компанией?
Надо сказать, Колина одна из немногих нынешних романисток и романистов, смело описывающая социальные проблемы. В частности, в ее романах постоянно звучит тема социально-финансового расслоения: вот вам всемогущие богатые, вот вам кое-что могущий средний класс средней руки, а вот вам и вовсе почти ничего не могущие, обделенные благами современной России «новые бедные». И как им уживаться без обид, ревности, зависти, ненависти, желания подольститься к высшему слою и вскарабкаться наверх любой ценой, пока не очень понятно. Французская литература проходила через это в первой половине XIX века, а нашей приходится разрабатывать эти темы сейчас, и Колина здесь — одна из самых смелых первопроходцев. Да, эта линия достаточна сильна в «Двойной жизни Алисы», и представленная молодежная, школьная коллизия описана чрезвычайно реалистично и убедительно. Рахиль нервно, чтоб не сказать нервозно, ждет приглашения от «главной девочки класса», папа которой спонсирует ее день рождения в Париже с шестью подругами. Разумеется, шесть избранных счастливиц сразу попадают в элиту, а оставшиеся за бортом — в серую массу школьного «электората». Но еще хуже и унизительнее ситуация, когда тебя сначала зовут на бал Золушки, а потом без объяснений приглашение отменяют. Как пережить такое, сохранив в себе чувство собственного достоинства и не нажив на всю жизнь соответствующих комплексов? Колина смело ставит и такие психологические проблемы, почти непосильные для подростка.
 У взрослой Алисы своя черная полоса: мало того, что муж-соавтор, известный писатель, которому она, художница, подкидывает детективные идеи, ушел к безликой бухгалтерше, так оказывается, у него там еще и двое сыновей отнюдь не младенческого возраста! Как прикажете жить с этим дальше? Вот какова расплата за молодое (а с годами становящееся молодящимся) желание веселой бездетной беззаботной жизни, когда принадлежишь только сам себе. Правда, около Алисы тут же появляется утешитель, давний поклонник — здесь Колина верна себе: ни один герой не останется у разбитого корыта, каждый получит по своим кармическим заслугам. А заслуга Алисы в том, что она — в результате той самой большой и тяжелой внутренней работы — не только прощает изменника-мужа, но и продолжает ему помогать, и даже пишет двойной портрет его сыновей. Вот сколь высокой может быть душа, которой не пренебрегают, а растят все отпущенное нам земное время!
Конечно, современникам всегда интересна жизнь именно современная, но все же, надо сказать, не менее интересна и жизнь художественной и интеллектуальной элиты Ленинграда тридцатых годов. Почему? Да потому что в культуре, как у Бога, все живы! Потому что творцы и мыслители, оставившие след в искусстве, литературе, культуре, навсегда становятся нашими собеседниками, советчиками, спорщиками, друзьями и даже возлюбленными, причем не только в своих произведениях, но и в своей жизни! Необыкновенно удачно Колина изобретает необходимый ей для описания богемы тридцатых персонаж — непоименованного молодого человека, начинающего художника, вхожего в компанию Алисы Порет. Это его записки найдены в волшебном мешке, это он мечется между двумя любовями — к колкой, малокрасивой, но невероятно харизматичной Алисе Порет и женственной, миловидной, привлекательной Татьяне Глебовой (если не знаете, кто такая, посмотрите в Википедии). А в соперниках — сам Даниил Хармс! А в окружении — и Самуил Маршак, и Евгений Шварц, и Исайя Браудо! Весь цвет Ленинграда тридцатых. Их отношения, их чудачества, их таланты и их жизнь ради искусства и в искусстве — что может быть интереснее и увлекательнее?
И, конечно, главный герой романа — сам город. Самый красивый, самый таинственный и самый абсурдный (несмотря на ирландские закоулки Джойса) город на земле. Вершина абсурда литературного — творенья Даниила Хармса и прочих чинарей. Но, скажите, разве не абсурд — приехать на роскошном красном кабриолете, чтобы поработать консьержкой вместо собственной домработницы, и тут же найти волшебный мешок с бесценными обрезками известнейшей картины? Или получить в подарок этот самый кабриолет от того, чье имя нельзя называть, чтобы закрывать его от дождя «одеялкой»? Абсурд в Ленинграде-Петербурге повсюду, чего ни коснись. Здесь все попадают в истории. Здесь все таинственным образом связаны друг с другом: моргни в Купчине — кому-то ойкнется в Озерках, а уж про исторический центр города и говорить не приходится, там непроявленные связи и тайные знаки и вовсе на каждом шагу. В романе Колиной все эти клубки будут распутаны, и все кончики всех нитей найдутся. Как найдутся и ответы на многие вопросы. Скажем, как выбрать своего человека, своего мужчину, свою подругу, как научиться прощать и при этом стать главным человеком для самого себя, как не быть раздавленной годами и достойно продолжать жить в стремительно убывающей женской жизни, как защитить того, кто рядом и как найти с близкими общий язык. Да что тут перечислять — возьмите и сами прочтите! Вполне возможно, найдете для себя то, что автор этих строк, увлеченная другим, не заметила. Честное слово — получите не только большое удовольствие, но и пищу для размышлений не на один завтрак и не на один ужин.
Нельзя напоследок не сказать еще о двух фирменных вещах Колиной. Во-первых, это ее воистину чудесный юмор. Колинская фраза узнается моментально, а уж как хорош абзац, и говорить нечего. Уже было сказано, что Колина изящна во всем, и в первую очередь ее стиль определен именно этим ни на кого не похожим юмором, которым буквально упиваешься и который смакуешь. Во-вторых, Колина как никто умеет быть благодарной. Только посмотрите, чем открывается книга — благодарностями всем, кто предоставил материал и консультировал во время ее написания. Благодаря галериста Ильдара Галеева, Колина замечает: «Его фраза “Очень трудная задача — элитарное сделать эгалитарным” (кто не понял слово “эгалитарный”, посмотрите в Википедии) навела меня на мысль ввести Алису Порет в контекст нынешней питерской жизни, где Алиса — зеркало, в которое мы вглядываемся и опять переводим взгляд на себя». Вот и расшифровка многосмыслового названия — «Двойная жизнь Алисы». Названье-то не с одним дном!
Все, читатель! Больше ни слова не скажу, иначе, как вы знаете, запутанный детектив читать неинтересно, даже если это не обычный, а интеллектуальный, просвещенческий детектив. Так что — повторюсь, берите и сами все читайте! И попробуйте как-нибудь сами взглянуть на этот мир сквозь одуванчик. Уверяю, обнаружите много нового.

Елена Елагина