ЗИНЗИВЕР № 2 (106), 2018

Рецензии


Елена Туницкая, «Воспитание поросенка»
М.: «Комментарии», 2017

В книгу Елены Туницкой «Воспитание поросенка» вошли одноименная повесть и несколько рассказов, близких по жанру к дневниковой исповеди. Сразу же интригует необычное название повести, которая с первых слов увлечет читателя и не отпустит до последней строчки. История любви уже немолодой женщины переплетается с историей ее болезни, как бы выстраивая из этой связи символ самой жизни, непредставимой без любви и боли. Тема любви в преодолении болезни и смерти — основной лейтмотив прозы Елены Туницкой. Эта тема всегда актуальна и востребована, всегда вызывает живой интерес и является почвой для развернутого психологического анализа героев. В данном случае главной героини — Елены. Мы не можем не заметить биографической подоплеки повести. Елена, как и автор, — профессор, заведующая кафедрой романских языков, переводчик французской поэзии. Ее возлюбленный, которого она ласково называет про себя «поросенок», — женский врач, спасший ей жизнь. Любовь к нему, возникшая на почве благодарности, одиночества и желания быть любимой, — самоотверженна и бескорыстна, стыдлива, чутка и тактична. Елена стремится чаще видеть своего любимого, разговаривать с ним, взаимно обогащаться духовно, посещая культурные мероприятия, тщательно ею выбранные. В этой тяге к обретению простого человеческого счастья нет, конечно, ничего плохого, предосудительного. Но ее любимый женат, поэтому сюжет развивается с большим напряжением, с описанием всех драматических в данном контексте чувств и желаний. Эту даже несколько насмешливую прозу (больше всего героиня подтрунивает над собой, что выдает в ней человека умного и самокритичного) можно сравнить по силе драматизма с «Письмом незнакомки» Стефана Цвейга. Тот же беспрерывный монолог, разговор с самим собой ведут героини обоих этих произведений, но он как бы опосредован через желаемое восприятие любимого человека. Сравнимыми является здесь также яркое чувство, заставляющее забывать себя, готовность к самопожертвованию. Отчаяние от ожидаемых и несостоявшихся встреч переплетается с пониманием и прощением того, кого героиня любит.
Борьба с болезнью и угрозой смерти, с которыми постоянно сталкиваются герои, придает и повести, и рассказам дополнительный эмоциональный накал. Почти все сюжеты — о неизлечимо больных людях, о духовных лицах или врачах — пронизаны идеей милосердия. Героиня повести Елена, сама будучи нездоровой, работает волонтером в хосписе. С жалостью и сочувствием, с добротой сердечной рассказывает она о судьбах людей разного возраста и социального положения, сражающихся с опасной болезнью.
В прозе также затронута проблематика современной российской медицины. Читатель будет сочувствовать Елене, когда она, умирающая, станет метаться в поисках помощи от высокопоставленных друзей и знакомых. И возникает вопрос: а что делать тем, у кого нет таких друзей или нет денег на дорогие операции, а дни уже на исходе для того, чтобы ждать спасения?..
В то же время с благодарностью повествуется о компетентных врачах, преданных своему делу, посвящающих трудной и неблагодарной работе (видимо, поэтому Елена постоянно носит с собой «конвертики» для врачей) все силы и возможности.
Язык автора прост, лаконичен и доступен для широкого круга читателей. Он приближен к литературно-разговорной речи, в нем много диалогов, передающих тонкие психологические оттенки. Нельзя не отметить его поэтичности. Сама будучи поэтом, автор книги разнообразит прозу стихами, посвященными ее любимому — Алексею. Они имеют под собой реальную почву, так как ранее печатались в одном из номеров журнала «Нева».
Говоря о героине повести Елене, от лица которой ведется рассказ, а также об авторе книги Елене Туницкой, нельзя не вспомнить хоть и избитую, но очень верную цитату из А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...».

Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД