ЗИНЗИВЕР № 3 (107), 2018

Рецензии


Людмила Колодяжная, «Строчка бытия»
Стихотворения 2010–2016. Философская лирика
М.: «Вест-Консалтинг», 2018

Поэты и писатели — в первую очередь, философы. Они облекают в слова свои размышления о смысле жизни и вечных человеческих ценностях. Однако философская лирика — не только возможность выразить себя. Художественную силу произведений определяет не тематика, какой бы масштабной она ни была, а собственное отношение автора к избранной теме. Если в стихотворении мы встречаем — в энный раз — вариацию на тему «что такое хорошо, а что такое плохо», подобное резонерство не сможет завладеть вниманием читателя.
Стихи Людмилы Колодяжной пробуждают активное читательское отношение к написанному. Неканоническое название первого дня недели Великого Поста поднимает ее героиню над мирскими проблемами:

Я прочитаю тебе — о нас
мартовским утром лучистым
я прочитаю тебе рассказ
о Понедельнике Чистом…

Лирическая героиня говорит о любви — возвышенной, христианской, той самой, которой отчаянно не хватает многим из нас. Слова, адресуемые дорогому человеку, вызывают соучастие и сочувствие. При этом она, очень земная, увлеченная, переживая крах человеческой любви, страдает отнюдь не понарошку:

Твой Ангел — победил меня,
и жизнь, как в зеркале — двоится,
и в каждой будущей странице
слова горят, как от огня.

«Строчка бытия» — не просто констатация факта написания ряда слов на бумаге. Заключенное в заголовок противопоставление «быт» — «бытие» держит читателя в напряжении. Философская категория бытия предполагает выяснение сути двух понятий — преходящего и бесконечного, обозначение своего отношения к  борьбе материального и духовного. Разрешение данного конфликта Колодяжная оставляет высшему Судье, поскольку этот бой невозможно выиграть, находясь в человеческой логике. Бытие как реальность многогранно, быт — его составная часть, стало быть материальное обязано подчиниться духовному: часть не может быть важнее целого. Мысли о бытии выливаются в строки разной длины: чем умиротвореннее окончание стихотворения, тем меньше букв необходимо для его завершения. Слог автора спокоен и текуч:

Строка бытия прорастает в быт,
чтоб слово владело миром.
Вечности аромат разлит,
благоухает миро.

Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует, но для нее начальным постулатом становится уже не сам этот факт, а его смысл. «Зачем?» — центральный философский вопрос, неразрешимый человеческим сознанием. К счастью, автор — человек верующий, и философия, будучи искусством рационализации, ее не устраивает. Онтологическая категория «вечности», отражающее отношение к бесконечности, сопрягается с категорией «бытия» лишь в той мере, в какой человек способен их осознавать. Истину мы не знаем и не в состоянии когда-либо постичь. Оттого звучит в стихах Колодяжной трогательное обращение к персонажу Андерсена:

Как ты замерз, мой бедный Кай!
И сердце стало, как осколок…
Слагай на льду любое слово,
но слово «Вечность» — не слагай….

Попытка отсечь Бога, сделать ум главным оборачивается для человека обледенением сердца, полной невозможностью преодолеть трудности осмысления бытия. Тому же, кто тверд в вере, открывается вечность — не холодная, математически доказанная, но живая, безусловная, неизбежная:

Но мы проходили
сквозь времени гам.
Волхвы приходили
по праздникам к нам.

«Кухонные» разговоры о бытии являются предельно абстрактными, тогда как зима ежегодно приносит верующему ощущение бытия как богообщения. Год начинается великим православным праздником — Рождеством Христовым. В религии истинное бытие — Бог. Остальное, в том числе быт, вторично. Стихотворения Людмилы Колодяжной призывают нас смотреть на земную жизнь с позиции бессмертной человеческой души.
В этом случае линейное время отдельного человека впишется в божественную вечность той самой — уникальной — строчкой бытия.

Ольга ЕФИМОВА