ЗИНЗИВЕР № 2-3 (112-113), 2019

Рецензии



Аскяре Бойик, «Бахоз»
СПб.: «Северо-Запад», 2018


Память крови, память предков, проснувшись, подчас способна совершать чудеса. (Аскяре Бойик, «Бахоз»)

В издательстве «Северо-Запад» (серия «Петраэдр») вышла очень необычная книга. И благодарить за ее появление следует Юлию Андрееву, которая придала ей «русскую оболочку», оформив перевод с курдского языка.
Имя автора — Аскяре Бойик — вряд ли много скажет современному русскоговорящему читателю. Тем интереснее может оказаться для нас это знакомство. Как пишут в предисловии к изданию «Бахоза», советская власть взрастила три поколения курдской интеллигенции, и Аскяре Бойик принадлежит как раз к последнему, третьему. Он продолжает плодотворно работать и сейчас, о чем свидетельствует его новая книга.
«Бахоз» — это крайне интересный с эстетической точки зрения опыт создания современного эпоса. Книга рассказывает историю прекрасной земли, Мергасора, которая была захвачена коварным Королем. Победить мергасорцев просто так, в честном бою, конечно же, Король не мог. Поэтому он прибег к хитрости и опоил людей особой отравой, после чего они утратили меч единства, начали подозревать друг друга, поднялись брат на брата и сын на отца, — вот тут-то и пришел Король, захватив безраздельную власть над ними.
Король установил: забирать из каждой семьи мальчика-первенца и воспитывать его отдельно от родителей (так взращивались янычары, знавшие лишь одного «отца», своего повелителя). Но не все покорились злому захватчику. Когда янычары явились за сыном одного пастуха, родители встали на защиту своего ребенка. Мать была убита, но обернулась орлицей и унесла дитя в небо, а отец — схвачен и отправлен в Башню Забвения.
Образ матери-орлицы — Души Мергасора — не только спасает главного героя, Бахоза, но и вводит его (и вместе с ним читателя) в мир совершенно особой эстетики — в мир эпоса. Мир эпоса отличается яркостью и двухмерностью. «Трехмерные» фигуры с глубокими психологическими характеристиками, с подробным разбором всех внутренних побуждений, со сложным душевным миром персонажей в эпосе неуместен. Поэтому, кстати, можно вспомнить крайне неудачные попытки представить того же Прометея в образе мятущегося интеллигента, жаждущего спасти людей от голода и холода. У Прометея нет и не может быть сложных душевных порывов, стремление приписать их герою эпоса — признак непонимания сути эстетики эпоса.
В «Бахозе» подобной проблемы нет. Каждый персонаж обладает одной фундаментальной характеристикой и действует соответственно. Это фигуры чрезвычайно яркие и цельные.
Как будто бы сложной может показаться возлюбленная Бахоза, в которой борются две противоположные силы: с одной стороны — яд лжи, которым опоил ее злой Король, а с другой — чистая любовь к Бахозу. Но сложность эта кажущаяся, она проистекает от того, что в девушке живет и действует вторая сила, второй персонаж, змея лжи. И эта змея может быть физически отделена от героини, после чего дева остается чистой и цельной. Она не расстается с какой-то частью себя, не исправляет свой характер или свои мысли, она лишь очищается от скверны, занесенной в ее естество извне.
«Бахоз» разворачивает перед нами причудливый «звериный орнамент». Язык книги ярок и именно орнаментален, мы постоянно видим картины, которые могут быть перенесены, скажем, на чашу, на блюдо или кувшин. По-своему книга очень праздничная, хотя повествует, казалось бы, о вещах далеко не радостных.
Маленький Бахоз выращен тигрицей, он живет среди зверей и видит: даже животные страдают под гнетом власти злого Короля. От старца — Души Предков Мергасора — юноша узнает о своем отце, о матери, которая отдала свою жизнь за свободу ребенка, о своем предназначении.
Однако в какой-то момент в тексте звучит очень важная мысль: если Бахоз не справится, если конкретно этот молодой богатырь выронит меч, допустит роковую ошибку, то Душа Предков и Душа Мергасора найдут другого Бахоза. Народ всегда сохраняет возможность породить собственного спасителя, в этом залог бессмертия народа. Если зло — это то, что принесено в народ извне, то спасение/добро — это то, что народ может в любой момент родить самостоятельно, это нечто органически ему присущее изначала.
Формально роман предстает как сплетение сказок, одна перетекает в другую. Сначала герой общается со зверьми, затем встречает красивую девушку. И хоть Душа Предков и понимает, что любовь может стать ловушкой для неопытного юного богатыря, он достаточно уважает Бахоза, чтобы не заставлять того отказаться от чувства.
Действительно, на какой-то момент коварный яд лжи побеждает, Бахоз оказывается в плену, но это ненадолго: ему необходимо пройти путь взросления, путь соблазнов и испытаний. И вот он, освобожденный из плена, отправляется в дорогу, где выполняет различные «задания». Ему предстоит сражаться с чудовищами, обретать чудесных помощников и просто друзей. Каждое задание — это своего рода жизненный урок, который должен закалить богатыря и сделать его непобедимым.
Но не только силу должен он обрести. В первую очередь ему предстоит обрести мудрость. Здесь, возможно, самым важным является урок, полученный от орла с золотой цепью на шее. (Прикованный к скале орел — своего рода «перевернутая цитата» из мифа о Прометее, почему, собственно, мы и вспоминали об этом эпическом герое в самом начале наших заметок). Молодой гордый орел некогда соблазнился прекрасной золотой цепью и предал своих братьев. С каждым годом цепь на его шее становится все тяжелее, скоро она совсем его задушит. И лишь когда Бахоз освободил благородную птицу, цепь упала и оказалась отвратительной дохлой змеей.
Образ змеи, которая душит свою жертву, поедает ее изнутри или каким-то образом отравляет, — это образ лжи, уничтожающей все доброе в Мергасоре. Победа над Королем — это победа над ложью в первую очередь. Меч единства — это меч правды, меч братства, светлое оружие, которое лишь очень изредка должно покидать ножны.
В наши дни нечасто встретишь обращение к эпосу и тем более редко можно увидеть такое блестящее владение самой стилистикой эпоса. Не погоня за оригинальностью, но отточенная деталь, не попытка приписать героям углубленный психологизм, неуместный в данной эстетической системе, но создание ярких картин, надолго остающихся в памяти, — вот основное достоинство стиля «Бахоза».

Елена ХАЕЦКАЯ