ЗИНЗИВЕР № 1 (121), 2021

Григорий Оклендский, «Что дорого…»
М.: «Вест-Консалтинг», 2020

Переписать строку? Да. А черновик — предать огню? Конечно. Хотя третья книга Григория Оклендского включает в себя стихотворения на разные темы, начинается она именно со строк о труде стихотворца, поскольку в этот сборник, в первую очередь, включены лучшие стихи автора, написанные за последние пять лет, а также избранные произведения из предыдущих изданий. При жестком отборе невольно жертвуешь не столь совершенным материалом в угоду композиционной целостности издания.
Григорий Оклендский, волею судьбы проживающий в Новой Зеландии, тем не менее, поднимает в своих стихотворениях исконно русские философские вопросы, как в цикле стихотворений «За годом год…»:

За годом год… И кто за нас в ответе?
Быть может Он, живущий в небеси,
Откроет нам, как жить на белом свете?
Кому дары пастушечьи нести?

Пытаясь понять, что для нас запланировал Всевышний, лирический герой сидит и взывает к небесам. Конца и края не видно насущным вопросам. А может быть, проблема в том, что их задано слишком много? И когда вопрошающему кажется, что Он молчит, это означает: человек просто ждет некоего «волшебного пинка» свыше, чтобы начать исполнять то, что давным-давно заповедано в Священном Писании?..
Мир меняется. Снимаются одни ограничения, устанавливаются новые. Но потребность любить самому и быть любимым остается. Простые, но откровенные строки переносят нас в уголок, наполненный нежностью:

Утро лета. Рассвет. Палатка.
Гладь озерная. Тишина.
На груди моей дремлешь сладко —
Расколдована, влюблена.

Казалось бы, о любви писать легко, ведь каждый из нас хотя бы однажды испытывал если не любовь, то влюбленность, привязанность. Кто из нас не влюблялся еще в детском саду?.. Но в том-то и дело, что успех стихотворения зависит не от того, сколь сильное чувство испытывает автор, а от того, какими средствами он это выразит, насколько ярко и по-своему сможет описать состояние любви. Григорий Оклендский в своих стихотворениях, стремясь к простоте и прозаичности разговора, никогда не скатится к пошлости. За его лирического героя хочется порадоваться и смущенно отвести взгляд, ибо не пристало приличному читателю заглядывать в чужую палатку.
Это блаженное утро как бы проступит на заднем плане финального стихотворения книги, когда уже немолодой мужчина обращается к своей любимой:

Давай шалаш построим у реки!
Как в юности, шаги твои легки
И все вокруг наивно и беспечно.
В прохладу вод войдем как в первый раз —
Раскинет сети звезд иконостас,
И мы в плену останемся навечно…

Действительно, если мужчина и женщина разделяют стремления друг друга, что мещает шалашу стать раем?.. Не все стихотворения в этой книге столь благостны, но те, что наполнены печалью, не оставляют читателю иного выхода, кроме одного — начать рефлексировать вместе с автором:

Что душу греет? Что ее тревожит?
К себе вопросы эти обращу.
Все преходяще. День встает погожий.
Осенним утром по весне грущу.

Из всех человеческих эмоций печаль труднее всего описать: это не животный страх, не приступ паники и не вспышка ярости, которые легко погасить, а тягучее, мучительное состояние, возводящее стены между людьми. Отчуждаясь от окружающих, лирический герой Григория Оклендского переживает осознание бренности всего сущего. С одной стороны, это заставляет человека меняться в лучшую сторону. Но, с другой стороны, понимая, что мир изменчив, человек никогда не найдет ту статичную точку, которая гарантировала бы ему постоянное счастье. Бренность материи состоит в ее подвижности и подверженности разрушениям. Выясняя для себя, а что же, собственно, питает душу и что лишает ее сил, человек приходит к простому выводу: не стоит скорбеть об упущенных возможностях, о несказанном, о невыполненном. Нужно отпустить и забыть. Прошлого нет, как и грядущего. Есть сегодня, и прожить его надо, согревая тех, кто рядом, радуясь каждой минуте:

Успокой свою печаль в закате дня,
Под покровом ночи надышись травой.
Не прощайся, ибо даже уходя,
Оставляешь в небе росчерк озорной.

Двери настоящего открываются в вечность бытия вопросом вопросов: готов ли ты к смерти? Что ты сделал за свою жизнь? Григорий Оклендский убежден: земной путь человека не может быть напрасен. И все же, чтобы достойно его завершить, нужно успеть сделать самое важное:

Обойди пешком священные места.
Не забудь отдать последние долги.
Над могилой мамы разомкни уста —
Только не обманывай, не лги.

Представленные в этой книге произведения в один голос утверждают: люди, которые для нас действительно важны, — наше истинное сокровище. Чтобы не потерять его, нужно оставаться самому человеком — добрым, сострадательным, справедливым. Григорий Оклендский напоминает читателю о том, что жизнь — огромное богатство, и пока мы живы, не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать прямо сейчас, во благо тех, кто нам дорог.

Что нас ждет впереди? Неизвестно.

Главное — жить будем.

Вера КИУЛИНА