ЗИНЗИВЕР № 2 (122), 2021

Дмитрий Анигеев, «Мой папа летчик»

М.: «Вест-Консалтинг», 2020


Художественный альбом — это не просто книга, а предмет искусства, в котором изображениям (иллюстрациям) отведена главная роль. Воспроизведение визуального художественного материала — картин и фотографий, отражающих историю семьи художника, выносит это издание за рамки сугубо литературного. Почему же мы имеем право говорить о поэтической составляющей данной книги?
Просто потому, что к литературе она имеет прямое отношение. Связь живописи и поэзии открыта не вчера: еще Леонардо да Винчи говорил: «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат». Ему вторил Н. В. Гоголь, утверждая, что «поэзия и живопись — родные сестры». Если же абстрагироваться от высказываний классиков и всмотреться в акварели петербуржца Дмитрия Анигеева, мы увидим — и ничего нет в этом удивительного! — поэтическое мировосприятие автора. Поэзия — это ведь не только создание внешних форм с помощью кисти или слова, а, в первую очередь, мироощущение.
Радость первого впечатления, восторг узнавания мира, которые могут испытать люди с широкой душой и добрым сердцем.
Жизнетворческий потенциал картин Дмитрия Анигеева утверждает победу памяти над забвением, сыновьей любви — над неумолимостью времени, и как итог — торжество добра над злом. Читателю становится столь же интересно, кто автор иллюстраций, как и то, что на них изображено. Художник с абсолютно лирическим, чистым восприятием мира открывает нам историю своей семьи.
Семья — это начало и продолжение каждого человека. Ребенок хочет гордиться своими родителями. Неважно, бороздит ли он небесные просторы или скромно подметает тротуары. А ведь художнику есть, чем гордиться: за всю жизнь папа Дмитрия, заслуженный пилот РФ, налетал 22430 часов! Но чего бы стоили эти заслуги, не сложись между отцом и сыном дружные, доверительные отношения?.. Автор предваряет галерею своих акварелей главными словами: «Папа очень мне дорог и любим. Я очень многим обязан именно ему. Он всегда был мне больше, чем просто папа, он был мне лучшим другом». Отец поддерживал в сыне интерес к истории рода. Именно это и дало талантливому акварелисту силы на осуществление задуманного.
Техника наивной живописи уникальна, поскольку развивается вместе с личным опытом автора. Эти картины наполнены огромной любовью. Изображение подчиняется не законам перспективы, а логике автора — классические каноны отступают, освобождая место центральным персонажам. Перед нами предстает папа художника, Станислав Трофимович Анигеев. Портреты его родителей, рисунок, изображающий блокадный Ленинград, детский дом, юность, служба в армии, свадьба с мамой художника… Человеческая жизнь так быстротечна!
В книгу включены не только образцы творчества Дмитрия Анигеева, который в своих акварелях воссоздал страницы жизни своего папы по его рассказам, но и раскрывающие личность этого замечательного человека биографические данные, предоставленные архивным отделом Объединенного Музея Гражданской Авиации Санкт-Петербурга, воспоминания о его яркой индивидуальности родственников и коллег по работе. Благодаря синергетическому эффекту, альбом становится не просто мемориально-художественным, а полноправным поэтическим изданием. Эту книгу необходимо распространять не только в узком кругу близких художника, но и среди широкой аудитории.
Картины Дмитрия Анигеева непосредственны и просты. Так — с трепетом и восторгом — ребенок смотрит на своих родителей. До тех пор, пока не подрастет и не научится осуждать. А вот автор осуждать отказывается. Он понимает, что родители дают нам все, что могут дать. Это не громкое клише, это правда, осознав которую, в сердце рождается принятие, а после — благодарность. Как отмечает во вступительном слове художественный редактор книги Irena Ssance (Ирена Санс): «И палитра здесь настолько широка и разнообразна, что остается только восхищаться и удивляться, как в наш современный век мы можем соприкоснуться с памятью рода и желанием сына поделиться этой "памятью", воспоминаниями с широкой аудиторией на пространствах творчества». А ведь благодарность — это душевный отклик человека на ранее проявленные к нему тепло и заботу.
Лицемерные люди могут сказать: «Спасибо за все, что ты для меня делаешь», хотя на самом деле никакой благодарности не испытывают. Хрупкость искренности, которую многие искусствоведы не учитывают, тем не менее, первична для поэтического восприятия. В работах Дмитрия Анигеева сквозь иллюзию простоты просвечивает глубокий смысл взросления человеческой личности и наступления ее зрелости. «Выйти в массы» эта книга обязана хотя бы для того, чтобы наши дети получили шанс расти с осознанной и глубокой благодарностью к родителям.

Ольга ЕФИМОВА