ЗИНЗИВЕР № 5 (125), 2021

Леонид Фадеев, «Для внуков деревца растил…»
М.: «Вест-Консалтинг», 2021

Выпуск книги избранных произведений — серьезный жизненный этап для автора. Особенно когда книга подводит итоги жизни. Отобранные по определенному принципу, эти произведения отражают историю судьбы автора, в том числе и в драматическую пору, когда ценность человеческой жизни чрезвычайно мала. Судьба человека незначительна, когда народы берутся за оружие… К сожалению, Леонид Фадеев не успел завершить работу над составлением этой книги, но, к счастью, она все-таки была издана. Это не просто дань уважения к тому, кто в малолетнем возрасте познал военное лихолетье, но и своеобразное послание потомкам. Автобиографическая книга «Для внуков деревца растил…» раскрывается перед нами столь широко, будто сами слова приобрели качество прозрачности. Так, например, звучит стихотворение «Монолог поэзии»:

Я — ключевая чистая вода,
И — семицветье радуг над мирами,
Я — пядь земли, я — неба высота,
И — вечность, и — людей молитва в Храме.

А правда, в чем назначение поэзии? Не в простоте ли, объединяющей людей? Заметьте, это говорит Поэзия, а не поэт. Стихия, а не человек. И коль скоро автор помещает в один ряд столь обширные, коллективные символы, нет сомнения в том, что он ощущает себя частицей русского народа, для него ясен ответ на вопрос «С чего начинается Родина?». С отчего дома, с любимой Смоленщины, с тоненькой березки, несущей радость и свет:

Потому березы образ милый
Память русская лелеет и хранит.
И всегда над русскою могилой
Верная березонька стоит.

Береза — один из важнейших символов русской культуры. В некоторых областях Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». В то же время береза — это нежное, сострадательное дерево. В России с незапамятных времен есть обычай: над могилой погибшего воина посадить березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.
Война — страшное зло и глубокая трагедия. И здесь мотив «капли в море», как в стихотворении «Капля рати», смотрится совсем по-другому. Чувствуя единство с русским народом, автор не только ощущает себя частью великого общества, но и готов разделить с ним все выпавшие на его долю беды и страдания, не умаляя их и не замалчивая:

Об этой капле я забыть не властен —
Рождается с ней русский человек,
И правнук мой не будет безучастен,
Что опален войной был мой век…

Единство книги достигнуто не столько за счет обложки и заглавия, но и за счет подчинения разных литературных жанров общим, вечным ценностям. Вошедшие в книгу стихи, поэмы, рассказы, очерк, эссе, хоть и написаны поэтом в разное время, но хронологический принцип уступает композиционному. Читаешь — и вот тебе живой урок истории XX века. Не нужно громких слов. История семьи предстает в виде знания о жизни предыдущих поколений и фиксируется в семейной памяти, которая объединяет членов семьи. Короткий очерк «Мемориал Угранским Хатыням» — об открытии мемориала «Поле заживо сожженных» — напоминает нам о страшной трагедии, о том, через что пришлось пройти нашим предкам. Автор принадлежал к поколению «детей войны» — наших бабушек и дедушек, у которых война отняла детство и близких. На долю этого поколения выпало сиротство, переселение из деревень в города, бомбежки, эвакуация… Не могу писать об этом спокойно. Если сейчас не отдать дань уважения и признательности этому поколению, то они так и канут в небытие без нашей благодарной любви. Тех, кто помог им выжить в страшное военное лихолетье, уже давно нет с нами, но наши старики сберегли память о своих спасителях. Так автор вспоминает о своей бабушке Лукерье в стихотворении, посвященном светлой ее памяти:

Помню пепел военных пожарищ,
Нестерпимую голода муку,
Как бабуля последний сухарик
Сберегала для малого внука.

А мы? Успеем ли мы обогреть своих стариков?..

Проза Леонида Фадеева тоже этична. Даже из полета мухи получился рассказ с философской обеспокоенностью: «Потом муха улетела по своим, интересным только ей делам. А я подумал о том, что вот и лето на исходе, что дни мухи сочтены. О ней я подумал сочувственно, как о своем товарище с его особенной судьбой. И о том, что это крылатое создание успеет, наверное, пускай и за обидно короткий свой век познать, ощутить светлую радость полета. Может быть, я помог…». Доброта поэта и писателя дают ему силы менять мир к лучшему, оттого его рассказы и стихи звучат искренне и трогательно:

Да — сердце мое — мой живой телефон
И мне одному его слышится звон.
Звонит, и я верю: с добром он спешит,
И радостно мне ожиданием жить…

В сборнике Леонида Фадеева немало пронзительных произведений, которые не оставят равнодушным читателя, интересующегося историей нашего Отечества, проявлениями духа нашего народа, и, конечно, небезразличного к будущему России. С уходом одного поколения на смену ему приходит новое, но хочется верить, что лирические герои молодых авторов не утратят важнейших человеческих добродетелей, таких, как мужество, доброта, терпение, любовь к миру и людям.

Вера КИУЛИНА