ЗИНЗИВЕР № 3 (129), 2022

Современное русское стихотворение. 1992–2017
Антология; сост. А. Скворцов
М.: ОГИ, 2018

Любая авторская антология говорит, прежде всего, о том, кто ее составляет. О его вкусах, пристрастиях и т. д. Не стала исключением и антология поэта и филолога Артёма Скворцова «Современное русское стихотворение». В этой книге читатель обнаружит много интересного и даже курьезного. Например, выдающийся поэт двадцатого века Геннадий Айги, оказавший влияние на развитие мировой поэзии, представлен стихотворением, состоящим из двух строк. Больше составитель у Айги за 1992–2017 годы выбрать ничего не смог.
А что выбрал у других? Вот, например, стихотворение Владимира Иванова «Внутренний мир».

Вскрываем тут недавно чувака,
Ну, скальпель там, трепан… хи-хи, ха-ха.
Разрезали… Х.як! А там река —
Луна, камыш, рыбак у костерка…
Он нам: «Привет», а мы ему: «Пока»,
Ну, и зашили на х… от греха.

Ну что ж, возможно, это и есть современный уровень антологий… Обязательны мат, чернуха и т. п.
Но все-таки не будем о грустном. Есть в этой антологии и замечательные, на мой взгляд, стихи — Булата Окуджавы и Андрея Вознесенского, Александра Кушнера и Юрия Казарина, Дениса Новикова и Инны Кабыш, Ольги Сульчинской и Виктора Коркия…
Вот, например, стихотворение Андрея Вознесенского, напечатанное в журнале «Знамя» в 2003 году, почти двадцать лет назад. Абсолютно современное — во всех смыслах — произведение.

                         НА БЕРЕГУ

В лучах заката меж морского скарба,
раздавленного кем-то, на спине
нашел я умирающего краба.
Перевернул. И возвратил волне.
Над ним всплывала белая медуза,
и он, горя клешнями под водой,
со дна, как герб
Советского Союза,
вздымался, от заката золотой.

В нескольких метафорических мастерских строчках — судьба страны, великой державы, умершей и желающей воскреснуть.
А это шедевр Булата Окуджавы, тоже напечатанный в «Знамени», в 1997 году.

                         * * *

Что было, то было. Минувшее не оживает,
Ничто ничего никуда никого не зовет…
И немец, застреленный Ленькой, в раю проживает,
и Ленька, застреленный немцем, в соседях живет.
Что было, то было. Не нужно им славы и денег.
По кущам и рощам гуляют они налегке.
То перышки белые чистят, то яблочко делят,
то сладкие речи на райском ведут языке.
Что было, то было, И я по окопам полазил
и всласть пострелял по живым — все одно к одному.
Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?..
…А справиться негде. И надо решать самому.

Как будто сегодня написанное стихотворение. И опять «надо решать самому» — что делать и как жить дальше?..
А закончить эти заметки об антологии Артёма Скворцова я бы хотел превосходным стихотворением Виктора Коркия, которое он напечатал в «Иерусалимском журнале» в 2015 году.

                         * * *

По закону вечности пролетят мгновения.
От любви останутся три стихотворения.

По закону памяти лишь они запомнятся.
Пустота разверзнется, очи тьмой заполнятся.

Видимо-невидимо — полное затмение.
Было или не было — все равно забвение.

Жизнь моя дурацкая, пьянь моя мертвецкая.
Думаешь — Арбатская, смотришь — Павелецкая.

Тьма придет великая — и падет Империя.
А вокруг — безликая темная материя.

Ветерка подземного слышу дуновение.
От меня останутся три стихотворения.

Так бывает, что и от иной антологии остается три стихотворения. Но это тоже немало. Поблагодарим составителя за внимание и любовь к поэзии.

Фёдор МАЛЬЦЕВ