Критика
Таисия Гуськова. «Рассказы для внучки». — М.: Вест-Консалтинг, 2011
Многие писатели, русские и зарубежные, обращались в своем творчестве к истокам становления, то есть к детству и юности. Еще Карамзин в неоконченном романе «Рыцарь нашего времени» пытался исследовать формирование характера ребенка. Диккенс, как тонкий психолог, анализировал детские чувства. Лев Толстой, далекий от идеализации невинного детского периода в жизни человека, вспоминал не только о радостных моментах, но и о детских пороках: лени, лжи, зависти, позерстве.
Таисия Гуськова продолжает традиции классиков. Вышедшая в издательстве «Вест-Консалтинг» книга Т. Гуськовой «Рассказы для внучки» — это воспоминание о послевоенном детстве сначала в деревне, а потом в городе. В связи с этим, можно провести параллель с «Девочками» Л. Улицкой, так как и ее рассказы охватывают то самое время после войны и жизнь советских подростков с еще незамутненным скепсисом сознанием — то, что случилось с последующим поколением. Это дети, которые свято верят в построение коммунизма и светлого будущего. Идя в первый класс, героиня Гуськовой вспоминает: первое, что бросилось в глаза — это написанный огромными буквами лозунг: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Лозунг воспринимается с полным восторгом. Эта вера пронизывала все послевоенное поколение и была подкреплена гордостью за свою страну в одержанной победе над фашистами. Она распространяла доверительный свет на отношения между людьми-тружениками, о которых и повествует в своей книге Таисия Гуськова. Это родные — мать и отец, бабушки и дедушки; это подруги, друзья и знакомые. Погружаясь в повествование об этих людях, у читателя может создастся впечатление, что автор видит все немного в преувеличенно-розовом восторженном свете, что такое счастливое детство — подарок судьбы. Сначала напоенное деревенским чистым воздухом и парным молоком, а потом городской жизнью, школой с благородными и добрыми учителями и шаловливыми друзьями. Только иногда, в среде самых лучших и неприхотливых людей, появляются необычные знакомые, «очаровательные бабушкины подружки» — пани Шекспутовская с дочкой. Это дамы с блестящими черными ридикюлями и накрашенными губами. Они ошеломляют простую среду, о которой с такой любовью рассказывает Гуськова, восхищаясь трудолюбием, скромностью и добротой тех, кто окружал ее в детстве.
Русская природа, родная земля и Люди — слово, которое автор произносит с большой буквы — все это является неразрывным сплавом, составляющим мир послевоенного ребенка. В жизни, конечно, происходит много неприятного, обидного, негативного, дурного, но вы ни слова не найдете об этом в книге Т. Гуськовой. Не потому, что ничего такого она не испытала, начиная с детства. Все дело, наверно, в ее светлом, незамутненном, оптимистичном взгляде на жизнь, события и людей. Только об одном человеке — бабушке, которая не захотела признавать родную внучку, упоминается не с осуждением даже, а с сожалением и недоумением, как будто этот факт совершенно не укладывается в концепцию идеально солнечного детства.
В детском мире Гуськовой религиозные праздники причудливо сочетаются с советскими демонстрациями, на которых с энтузиазмом поются патриотические песни, рисунки с изображением ракет и разговоры о Космосе с обращениями к Богу и молитвами. В ее детском мире, который на первый взгляд кажется немного примитивным, на самом деле вместе с фантиками от конфет появляются первые философские изыскания — размышления о том, что такое свобода. Вникая в определение свободы, мы понимаем, что оно не только философское, но и достаточно поэтическое для того, чтоб увидеть: со страниц этой книги с нами разговаривает поэтесса: «Закрой глаза в полнейшей тишине. Ты будешь слышать только свое собственное сердце, и каждый его удар будет свободным и говорящим о сокровенном, о том, что только знаешь ты и сердце. И то, о чем оно расскажет — будет называться свободой. Я однажды сильно плакала, задыхаясь от несвободы. И этот плач был Свободой, а я была на ее вершине...».
Читая новую книгу Таисии Гуськовой, мы вдыхаем чистый воздух восприятия мира. Здесь заранее прощается все плохое. Забывается для того, чтоб почувствовать себя счастливой и свободной от всего негативного.
Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД