Критика
Эдуард Лимонов. «К Фифи»: стихи. —
М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011
Эдуард Лимонов выпустил очередную (страшно сказать, какую по счету) книгу. На сей раз поэтическую. «Основу этого новейшего по времени сборника моих стихотворений составляют послания к молодой женщине, скрытой под именем Фифи. Достигнув известного возраста, когда мужчина опять становится похотливым как подросток, я записал в бешенстве страсти свои местами эротические, местами порнографические признания и видения», — сообщает он в послесловии на обложке.
Если быть откровенным, то к поэзии эти «признания» и «видения» имеют отдаленное отношение. Это скорее черновые наброски, часто зарифмованные весьма неряшливо или примитивно, с произвольной пунктуацией, с неоправданными перебоями ритма и непритязательным содержанием:
О, Фифи! У тебя ребенка тело!
Хоть сама ты ребенка имеешь
У меня с тобой чувственное дело
Под моими ласками ты млеешь.
Некоторые тексты вообще смахивают на пародии:
Ну и где ты, Фифи?
Я хожу и психую.
Я глотаю вино,
Прикасаюсь я к «кую»,
«Вы гражданку Фифи не видали?» —
Вопрошаю я взором оконные дали…
Она пахнет теплом,
Она домик для пчел,
О, в нее я вошел!
О, Шалом!
Если не знать, кто автор этих строк, то можно предположить, что процитированное выше — плод фантазии среднестатистического виршеплета из недр Интернета, повернутого на половом вопросе. Мало разве эротоманов, упражняющихся в стихосложении? Ну, хоть убейте, а не вижу я ничего примечательного вот в таких, к примеру, строчках:
Подобно устрице пронзенной
Фифи лежит в меня влюбленной
Лежит и плачет подо мной
Рыдай, Фифи, я демон твой!
Здесь, ко всему прочему, обнаруживаются еще и проблемы с синтаксисом. Может быть, Эдуард Вениаминович решил, что все, выходящее из-под его пера, тотчас становится шедевром и не нуждается в отделке и последующей сортировке? Напрасно. А ведь в книге действительно есть хорошие лирические стихотворения, с отчетливой, зримой картинкой:
В лагерях великие дали
В лагерях огромное небо
Все занозы видны, детали
И забора и булки хлеба
Но эти стихи теряются в общей массе густого, тягучего порноэротического варева. То самое бешенство страсти, о котором говорит Лимонов, можно увидеть во многих его стихотворных и прозаических книгах, но не в этой. Самое поэтичное место здесь — это послесловие: «…В 1997 году на окраине Георгиевска, что в Ставропольском крае, мне привелось увидеть посаженного на цепь, почему-то недалеко от церкви, прямо на улице, огромного старого козла. Его привезли для случки из дальней станицы. Седая шерсть клочьями, бешеные глаза, это чудовище рыло копытами землю и ревело, требуя козочек. В сущности, лирический герой моей книги стихов, партнер Фифи по любовным утехам, порой недалеко отстоит от того сказочного чудовища».
Вот и получается такая «козлиная песнь»:
С небытием встречаться рано
Пожалуй, мне еще успеть
Придется деду-хулигану
Немало девок претерпеть
Предвижу, не единожды меня упрекнут в том, что я использую «не те критерии», оценивая поэзию Лимонова. Очень может быть. И если кто-нибудь поделится со мной «правильными» критериями и докажет, что я не прав, буду крайне признателен.
Вообще, этот сборник не для ценителей поэзии, скорее для любителей «клубнички» и фанатов писателя. Лимонов давно уже себя мифологизировал, и потому к его новым книгам зачастую относятся не как к литературным произведениям, а как к отдельным фрагментам объемной и увлекательной автобиографии. Он может писать о чем угодно — о войне, политике, женщинах, но в итоге получается, что только о себе, любимом. Вот и этот сборник — не исключение. Разве что фантазии в нем маловато. Тем не менее, лично я, как давний и последовательный поклонник таланта Лимонова, прочел с любопытством. Хотя вряд ли когда возьмусь перечитывать…
Игорь ПАНИН