Поэзия
СЕРГЕЙ МАГИД
Поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Родился в 1947 году в Ленинграде. Участник ленинградского Клуба-81. С 1990 г. в Праге. В России, Израиле, США, Словении, Сербии и Чехии выходила проза, поэзия, эссе на русском и других языках. Две книги стихотворений: «Зона служенья» (М.: НЛО, 2003) и «В долине Элах» (М.: Водолей, 2010). Также книга «За гранью этого пейзажа: дневники 1997—2011» (М.: Водолей, 2011).
ГЛАЗАМИ В БЕЗДНУ
1.
многие годы он не испытывал такого страха
поэтому и решил остаться
здесь где липнет к спине рубаха
как у кролика-братца
завороженно стоящего перед раздувшимся капюшоном
кобры качающейся перед его остановившимся взглядом,
уже зараженным
ядом
но выхода нет и он выбрал жить — молча и трезво,
сторожа тропу перевал тишину Земного аула
там где оставил его Начальничек караула
глазами в бездну.
2.
придет шаман и пропоет пять слов
на непонятном языке. Поволжье
еще лежит средь каменных веков
и в рощах попирает имя Божье.
здесь Заболоцкий тянется в распев
марийского камланья,
он чует запахи нечеловеческого знанья
и под ногами шевелящийся посев
и тоже говорит свои слова
о том как прорастает голова
травой и превращается в лопух
и в лопухах растет всемирный дух.
потом приходит срок и человек
идет писать стихи в каменоломню
и исчезает там как прошлогодний снег,
которого и я уже не помню.
3.
И сказал Бог Ною: Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни. Но с тобою Я поставлю завет, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. (Бытие 6, 13—18)
глаз кося за парапет острова Европа
видишь: светится во тьме мать сыра земля
сохранившая с эпохи до потопа
всю историю от самого нуля
репортаж ли о ковчеге с похмеля проспали
или не были из ЖЭКа в срок извещены
в общем, племена тех мест едва ли
знали о пришествии волны
но волна пришла и их накрыла
и мозги болотом занесла
так примерно тонн по пять на рыло
плюс давление в ушах — и все дела
а потом отхлынула. и Ягве изумился как ребенок
бо утопшие просохли и, сыроватые на вид,
стали, выйдя из пеленок,
путать явь с дурными снами
вспоминая как спасали ойкумену от цунами
и о том как Ной их предал, выдумав апартеид.
4.
да будет воля Твоя,
а мне дай волю смириться с ней.
Ты снова не спишь и я
лишь миг бессонницы Твоей.
особенно трудный и долгий час —
от четырех до пяти.
вот он и объединяет нас
уловом в одной Сети,
где оба мы мучаемся, — я, тварь,
и Ты, Нетварное То,
Чему не дает названия ни один словарь,
Что не носит зимой пальто,
а летом шляпу или очки.
вроде бы Ум, но не интеллигент
но и не скотовод, хотя слушаются Его коровушки и бычки,
а так же каждый гуманный мент,
правда, не подозревая об этом, но все ж
чувствуя по ночам
некую необъяснимую дрожь,
о которой не говорят врачам.
и вот он молчит с женой, думает и не спит,
прямо как Ты и я.
хоть он и мент на вид,
но воля-то в нем — Твоя.
что ж, решай как решишь.
Логос — не воробей,
вылетит, — выше крыш
вознесется, уже ничей.
так что свидимся все втроем
в небе, — Ты, мент и я.
потным бессонным днем
там станет воля Твоя
нужно ли это мне?
кто меня спросит вне?
нет, я отвечу тут, —
пусть меня те двое не найдут.
5.
копя усталость, созидая смерть,
мой организм глядит из Я-пещеры
на мир, что там, вовне, не устает светлеть
мерцаньем знания и полыханьем веры
мой органон глядит и учиться читать
ту жизнь всего, что, как круги в пшенице,
нам что-то говорит, заботлива как мать
и, равнодушная, подобна жрице
но, даже видя все, не может он постичь,
по сути, ничего, опричь фантомов мозга,
преображающих нечеловечью дичь
в четкие ужасы Иеронима Босха
что делать, милая? обняв тебя с утра,
что будет вечером, как я могу предвидеть?
влюблюсь? свалюсь в постель, чтоб всех возненавидеть?
уйду к Альцгеймеру? все — Божия игра,
платон не кореш мне, а истины, те уж
вообще сомнительны. а так же, к счастью, эти.
ну, что еще? еще бывают дети,
похожие на взрослых. как твой муж.
6.
Брухо*
когда утром вышел из дома, захотелось жить. был удивлен, смущен
и не обрадован этим.
чувствовал себя ягуаром, спустившимся ночью с луны.
причем не каким-то там номер третьим,
а тем единственным, которому все должны.
странное чувство, подумал. может, это и есть нирвана?
полный абзац внутри, проникновенье
каждым корнем, растущим в грех.
поскользнуться на кожуре банана
теперь означало абзац для всех.
так подошел к коллегии иезуитов**,
где, получая кнут, зарабатывал на половину пряника,
и поскользнулся… масло Ананке*** было уже разлито
и голова Берлиоза торчала из будки охранника…
7.
в июне в полночь я входил в залив
и к горизонту шел, в воде по пояс,
затылком берег заслонив,
где в Питер громыхал товарный поезд.
Суоменлахти****, он смывал с меня всю грязь
и пот и сопли русского кошмара,
и запах водорослей рос, распространясь
над послевкусьем «Солнцедара»*****.
я был счастливей всех, я был один,
я был свободен как свободна рыба,
пока она в воде и рыбий Господин
ее хранит и кислород как дыба
грозит ей только в виде червяка,
вокруг которого она снует кругами.
…я шел к Кронштадту, щупал дно ногами
и забывал о тени поплавка…
8.
никогда я не любил невского проспекта,
а любил предтеченский, лиговку, канал******,
батя проклял жизнь мою — пьянку без проекта,
кончив вуз филологом, стал я маргинал.
службу выбрал по себе — сторожа ночного,
до утра писал стихи, «беломор» курил,
стратановского читал, питерского иова,
пил портвейнова стакан, а потом хандрил.
и теперь когда судьба вывела в поэты,
сто инфарктов сохраня в памяти души,
одиночества во всем горькие приметы
окружают жизнь мою, плачь или пиши.
видно зря меня трамвай вез до остановки,
где подарки раздают сторожам бога, —
некрасивые слова, от тоски неловки,
разъедают разум мой и болит нога.
это старость прет ко мне невской першпективой,
по которой я ходить страшно не любил.
старый фотоаппарат подперев штативом,
фотку делает мою ангел азраил.
[Прага, 2011 г.]
Примечания:
* Brujo (исп.) — колдун в индейской ойкумене Южной и Центральной Америки.
** Здание в Праге под названием Клементинум; в ХVI в. в нем разместился университет иезуитов и их библиотека; теперь здесь находится Национальная библиотека Чешской республики.
*** Ананке (др.-греч. Άνάγκη, «неизбежность, судьба, нужда, необходимость») — в древнегреческой мифологии богиня необходимости, неизбежности, персонификация рока, судьбы и предопределенности свыше. [Из «Википедии»].
****Suomenlahti (фин.) — Финский залив.
***** «Солнцедар» — самый дешевый ленинградский портвейн («краска») 1970-х гг.
****** Предтеченский переулок, Лиговский проспект, Обводный канал в бывшем Фрунзенском районе бывшего города Ленинграда.