ЗИНЗИВЕР № 6 (38), 2012

Критика


Михаил Хорев «Эгоцентрист». М.: «Вест-Консалтинг», 2012

Герои рассказов Михаила Хорева, собранные в книге «Эгоцентрист», находятся на определенном рубеже — переосмысления, нахождения себя; они брошены в пространство, которое исподволь заставляет их мыслить. Перед нами — типичный советский человек на излете эпохи застоя и позднее — пытающийся утвердиться, найти себя. Однако подчас он совершает не совсем оправданные поступки, казалось бы, не кажущиеся логичными.
Особенно остро это проявляется в рассказе «Билет в Париж», главный герой которого Савва Пудрин в некотором смысле потерянный человек. То ли сам по себе, то ли под воздействием общества и атмосферы, Савва не может реализоваться в полной мере. Его отдел получает премию, явно того не заслуживая; служебное положение Савва использует в личных целях, но… остается на своем месте год от года. В этом производственном болоте протекала часть жизни Саввы, другая часть была связана с влюбчивостью Пудрина. Он, прирожденный организатор (так бездарно просаживающий свой талант в загнивающем отделе!), содержал свою «подпольную группу» — женскую, в количестве пяти человек. И его таланта хватало, чтобы его «фаворитки» в большинстве своем не только не знали друг о друге, но и ощущали себя любимыми и желанными (последнее — уж точно). Но в какой-то момент уютный мирок Саввы Пудрина ломается, рушится. Что случилось, отчего? На это Михаил Хорев ответа не дает. Мы видим лишь результат. Случайно Савва оказался на вокзале и узрел рейс… до Парижа. И тут же нереализованная мечта детства, когда его не взяли вместе с детским хором в Париж (мама работала в секретном институте), вспыхнула ярко и непримиримо.
Деньги, отложенные для «семейного бюджета», легли на окошечко международной кассы. Вожделенный билет был куплен. Казалось бы, мечта скоро осуществится. Но Михаил Хорев посредством этого символа (а сам билет в рассказе не более чем символ) показывает, отчего в жизни Савва, хоть и был начальником, но — не состоялся. Прежде всего, как личность.
Причиной тому — элементарная трусость, когда человек пасует перед сложностями, когда самый гениальный план становится фикцией, когда пути к отходу перерезаны, а сам он, еще вчера уверенный в себе человек, «подбитым щеночком» возвращается домой, к жене. Билет выполнил роль символа и в прямом, и в переносном смысле — Савва показывал его, хвастался, рассказывал о планах в Париже, а вот сесть в поезд духу не хватило… Или — ему это было не нужно. Но тогда перед читателем возникает второй пласт понимания текста. Савве необходимо было дать почувствовать своему окружению, а в первую голову, самому себе, что он — может, что он — способен, что болото жизни не окончательно поглотило его. И в этом смысле рассказ Михаила Хорева поднимает целый пласт проблем нравственных, связанных с нахождением потерянных духовных ориентиров.
Подобное — рациональное — зерно присутствует в каждом рассказе Михаила Хорева. Не обходится и без женщин, присутствие которых позволяет точнее раскрыть образ героя (ведь, сталкиваясь с женщиной, мужчина может и голову потерять!). И только в одном рассказе — «Я подумаю…» — женщина играет «доминирующую» роль. В нарративе рассказа — история грустная, может быть даже трагичная, в которой женщина, повинуясь клубку эмоций, воспоминаний и предощущений, отказывает в браке человеку, с которым близка. И — то ли для отвлечения, то ли назло (не самой себе ли?) — выходит за другого.
Душа человека — тонкий инструмент, понять который очень трудно. Михаил Хорев пытается открыть эту тайну, найти что-то сокровенное, неизвестное доселе, поставить своих героев в такие ситуации, которые покажут их истинную сущность. Но сам читателю ключик в руки не вложит. Это уже читательская задача — осмыслить происходящее, понять, отчего герои Михаила Хорева поступают так, а не иначе. Почему в рассказе «Этюды в письмах» протагонист — отдыхающий (судя по всему — по единственному ответному письму Марины — эгоист), начинает без устали отправлять письма своему лирическому адресату — женщине, с которой было прежде пережито немало. Все сходится — отдых и одиночество, странные, подчас карикатурные персонажи, окружающие его, травма, невольно сблизившая и склеившая разбившееся чувство. Но, может, так и нужно было? Может быть, они были готовы вновь найти себя? А, может, ничего и не выйдет. Это решать читателю — Михаил Хореев отступает на полшага, позволяя героям поступать так, как «желают» того именно они. Таков он, этот автор, создающий своих персонажей, скрупулезно выписывающий их, ставящий в определенные условия, наделяющий массой качеств, но не довлеющий, не давящий на читателя, а позволяющий ему саму сделать верный (единственно верный!) вывод.

Евгений МЕЛЕШИН