ЗИНЗИВЕР № 1 (45), 2013

Рецензия


Виктор Дьяков. «Золото наших предков»
М.: «Вест-Консалтинг», 2013

Виктор Елисеевич Дьяков родился в Москве в 1951 году. Окончил военное училище и более двадцати лет прослужил в Советской Армии на командных и инженерных должностях. После увольнения из армии работал на различных предприятиях г. Москвы. Окончил Московский Экстерный Гуманитарный Университет по специальности «культуроведение». Автор рассказов и повестей, многие из которых опубликованы в журналах «Наш Современник», «Дети Ра», «Зинзивер», «Москва», «Воин России», «Слово», «Подвиг», «Детективы СМ», «Русский дом», «Наша улица», «На боевом посту», «Проза», «Голос Эпохи» и др.
Новый роман «Золото наших предков» охватывает постперестроечный период 90-х годов в России — непростое время полномасштабного раздела общегосударственной собственности. Это те годы, которые запомнятся населению России инфляцией, разгулом криминалитета, падением нравственности и уничтожением духовных идеалов. «Словом, всеми “прелестями” крушения державы».
Повествование разворачивается на фоне не только духовного, но и материального развала, и поначалу напоминает производственный роман советской эпохи, но только в новых условиях брошенности человека государством и жесткой проверки на выживаемость.
Рассматриваются две параллельные судьбы главных персонажей. В чем-то они  похожи друг на друга,  но по своим жизненным установкам и приоритетам разные. Оба они — Пётр Калина и Сергей Пашков — отставные офицеры. Оба много лет отдали службе на благо Родины и оказались в положении людей, которым приходится начинать все с нуля. У обоих семьи — их нужно суметь прокормить в нелегких условиях. У обоих чувство ответственности за своих родных.
Находясь в критическом положении поиска работы и, в конце концов, устроившись на одно и то же частное предприятие, — Калина начальником производства, а Пашков завскладом, — к своему труду они относятся по-разному.
Калина душой болеет за дело и несмотря на то, что работает на частного предпринимателя — сына бывшего крупного номенклатурщика, — старается принести пользу предприятию, хотя и понимает, что труд его не будет оценен начальством по-достоинству. В нем проявляются лучшие человеческие качества: честность, ответственность, порядочность, чувство товарищества вплоть до того, что он постоянно покрывает перед начальством воровство Пашкова.
Второй герой — Сергей Пашков, устроившись на склад, не избегает соблазна обогащаться за счет присвоения и сбыта деталей, содержащих драгоценные металлы. Тем не менее, в отличие от советского производственного романа, Пашков не трактуется автором как отрицательный персонаж и злодей. Это среднестатистический человек наших дней, который, в отличие от многих, интересуется даже искусством, посещая частные лекции профессора Матвеева. Автором художественно выявлена противоречивость уродливости жизненных условий, заставляющих человека, тянущегося к прекрасному, изо дня в день с чистой совестью совершать преступление.
Одна из ключевых фигур романа — настоящий русский интеллигент, профессор искусствоведения Матвеев, с которым у Пашкова возникают разговоры не только об искусстве, но и о жизни, о социальном устройстве общества. Матвеев считает, что вся история человечества — это модернизация рабовладельческого строя. Капиталист-бизнесмен или номенклатурный работник советской эпохи, по его мнению, модернизированные рабовладельцы. А наемные рабочие и даже значительная часть интеллигенции, хотя и с некоторой степенью свободы, но рабы. И никакие революции этого положения не изменят. Самые инициативные из рабов, пытаясь обмануть рабовладельца, отрывают и для себя что-то от кормушки хозяина. А самый распространенный способ для этого — воровство. Так философски, если не оправдываются, то переосмысливаются в книге рычаги одного из самых недостойных пороков.
Пашков внутренне соглашается с профессорскими утверждениями и сожалеет только о том, что в удобный момент смены формации его предки так и не смогли пробиться наверх, оставшись в безликой рабочей массе. Пашков жалеет не только себя, но и Калину, который рвется услужить своему бессовестному хозяину, а тот ведет себя так, как и подобает господину с рабом.
Способ некоторого освобождения от рабства, считает профессор, — это научиться проникать в истинные ценности, что многим людям просто не дано, то есть наслаждаться искусством, музыкой, литературой.
Множество других вопросов, — общекультурные тенденции, обсуждение низкого жизненного уровня в России и выявление причин, экономический крах Советского Союза и его последствия, — затрагиваемых не только в разговорах профессора и Пашкова, но проходящих через весь роман, позволяет отнести его к остросоциальным.

Полина ВАЙС