ЗИНЗИВЕР № 5 (49), 2013

Критика


Сегодняшняя Европа и Россия: оценки без стереотипов?
Игорь Воловик. Прогулки с Запада на Восток. Россия, какой она видится из Европы. Заметки урбаниста. М.: «Вест-Консалтинг», 2013

Книга составлена из полутора десятков эссе, казалось бы, совершенно независимых и не связанных между собою. Однако это весьма поверхностное впечатление. При более близком ознакомлении становится понятно, что все, на первый взгляд, довольно разнородные, сюжеты книги складываются в некую единую картину, обнажающую едва ли не самые острые социальные изъяны современного мира. Пытаясь осмыслить существо проблем, с которыми столкнулись европейские государства на рубеже ХХ и ХХI столетий, автор прибегает к компаративному методу. Он обращается к анализу европейских моделей, давших миру сразу несколько типов государственных систем и базовых социальных категорий. В центре его внимания — весьма нетривиальная совокупность компонентов (политическая система, положение этнических меньшинств, философия, музыка, архитектура), наиболее полно, по его мнению, отражающих общественную структуру. Анализ европейских моделей социального устройства позволяет И. Воловику более рельефно рассмотреть российскую модель, применительно к которой, по его словам, можно говорить об эклектичности в морали, экономике и государственном строе. Он считает, что для российского менталитета характерна личная ответственность перед обществом (вполне по-немецки), но в контексте классической иерархии, чуждой индивидууму, просматривается подобие французского «бунтарского» менталитета. Автор отмечает явственную парадоксальность в отношении к закону: при сохранении тоталитарной морали он отвергается и индивидуумом, и системой.
На примере Франции И.Воловик исследует наиболее болезненные аспекты процесса глобализации, начиная с проблемы социальной отверженности. Сегодня риску подвергаются профессии, связанные с исследовательской деятельностью в сфере культуры, социальных отношений, а также естественных и точных наук. Все эти профессии оказались, по существу, невостребованными.
Вслед за французским социологом и экономистом В. Форрестером И. Воловик замечает, что прогрессирующая потеря рабочих мест может привести как к моральному, так, в конечном итоге, и к экономическому обнищанию. В книге затрагиваются проблемы, порождаемые массовой эмиграцией из стран третьего мира в развитые страны Европы. Рост населения этнических диаспор приводит к накапливанию проблем занятости и размещения, к умножению проблем культурного, гуманитарного, этнопсихологического порядка, неизбежно, как пишет И. Воловик, возникающих при контакте носителей разных цивилизаций. По его мнению, иммиграция — один из источников синтеза новых традиций вследствие взаимопроникновения культур. Он считает чрезвычайно важным изучение феномена иммиграции с позиций взаимоотношений между Западом и Востоком.
Антагонизм, уже успевший стать традиционным, привел к нарушению естественного взаимопроникновения и взаимообогащения обеих культур, а также к однобокому, насильственному «окультуриванию» Востока Западом. Описывая ситуацию с выходцами из арабских стран во Франции, автор приходит к неутешительному выводу о том, что европейская демократия не соответствует своему идеалу: вырабатывая сложные механизмы урегулирования социальных проблем, она не стремится на деле признать в иммигрантах  достойных партнеров.
В книге рассматриваются и сюжеты, связанные с ростом русской диаспоры в западном обществе. И. Воловик делает попытку определить сегодняшнее место представителей бывшего советского среднего класса в эмиграции. Ключевой постулат книги гласит: «любая закрытая социальная система приводит в результате к упадку культурных трансформаций, а не к развитию их». Размышления относительно некоторых уязвимых сторон европейских социальных моделей вкупе с анализом болевых точек представляются  весьма продуктивными, учитывая необходимость выбора общего вектора развития в целях гармонизации европейской социальной политики.
Выводы автора книги не слишком оптимистичны: сегодняшняя Европа, несмотря на ее очевидные достижения в социальной политике и относительно стабильно функционирующие социальные системы, пока, увы, не в состоянии справиться с целым рядом проблем. Наиболее трудноразрешимые из них, по мнению И. Воловика, — массовая безработица, адаптация иммигрантов из слаборазвитых стран, растущее социальное отторжение — требуют выработки совершенно новых технологий и механизмов разрешения.
Высказанные И. Воловиком мысли свидетельствуют о его внутренней раскрепощенности, позволяющей без оглядки на авторитеты выносить на суд читателя весьма оригинальные суждения, хотя бы даже и спорные, если подходить к ним с позиций европейских канонов политкорректности. В этой, ничем не ограничиваемой свободе оценок, не отягощенных какими бы то ни было априорными догмами и стереотипами, — очевидная самоценность его книги, которую можно считать весомым вкладом в перспективные научные исследования по европеистике.

Т. А. Филиппова