ЗИНЗИВЕР № 5 (49), 2013

Критика


Елена Павлова, «Шорох времени». — М., «Вест-Консалтинг», 2012

«Случайность превыше таланта» — таков один из принципов постмодернистской литературы. Эти веяния отражаются и в книге Елены Павловой «Шорох времени». Короткие стихи, производящие ощущение легкости их создания и читающиеся так же легко, больше напоминают некую словесную игру автора, нежели поэзию в ее более или менее привычном виде.
Эта книга наталкивает на размышления о верлибре, явлении сложном и неоднозначном. Воля автора, каких течений придерживаться и в каких формах выражаться, но, тем не менее, всегда чувствуется противоречивость между сложившимися традициями стихосложения и произведениями, преступающими эти границы. Сейчас в России верлибр в почете среди многих авторов, но заменит ли он когда-нибудь силлабо-тоническую систему, прочно укоренившуюся со времен Ломоносова и Тредиаковского, это вопрос, и вопрос непростой. Множество авторов отвергает традиции, предлагая читателю вместо этого голый каркас поэтической речи, лишенной многих признаков художественной обработки, от композиции и метрики вплоть до пунктуации. Такие литературные эксперименты удивляли читателей начала прошлого столетия, но сейчас это не ново. Следовательно, верлибр нельзя назвать традиционным жанром для русской поэзии, но и нельзя рассматривать его как новейшее течение.
Елена Павлова играет словами с непринужденностью ребенка. Здесь игра — все, в предисловии книги Татьяна Виноградова отмечает, что и графика стиха, заключающаяся в необычном построении строфы, невольно бросается в глаза. В строках этих коротких стихотворений зачастую нет новаторства жанра, изощренной образности, тяжеловесных философских размышлений, строгих формальных признаков. Но что же вместо этого? Чем живут эти стихи, в чем их цель? Можно смело утверждать, что сила поэзии Елены Павловой может заключаться скорее в точности передачи эмоций, что наполняет книгу женственностью и лиричностью. Своеобразная милая простота и тонкость в наблюдении за миром вокруг себя невольно приковывают внимание читателя:

белые снежинки
капризничали и
таяли от обиды
в грязном воздухе
большого города

В развитии верлибра книга «Шорох времени» — одна из ступеней, ведущих дальше, к новым процессам и явлениям. И это, вероятно, представляет собой интерес для верлибристов, пытающихся во что бы то ни стало привить русскому читателю любовь к этому неродному, но загадочному и потому притягательному жанру.

Матрона БОРИСОВА